ИНТЕЛРОС > №1, 2019 > АЛЛЮЗИИ И ИГРА В РОМАНЕ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА «КОРОЛЬ, ДАМА, ВАЛЕТ» Владимирова Н. Г., Куприянова Е. С., Мяновская И.
|
доктор филологических наук, профессор Института гуманитарных наук,
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, (Калининград, Российская Федерация), natvl_942@mail.ru доктор филологических наук, профессор,
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, (Великий Новгород, Российская Федерация), ek-kupr@mail.ru доктор филологических наук, профессор,
Университет имени Казимира Великого, (Быдгощ, Польша), miano@wp.pl Аннотация: В данной статье исследуются разнообразие и вариативность игрового модуса в романе В. Набокова «Король, дама, валет», а также аллюзии на произведения Х.-К. Андерсена и Г. Флобера (роман «Госпожа Бовари»), которые выполняют определяющую роль в поэтике романа. Являясь формами вторичной художественной условности, они стали причиной отказа автора от логоцентрического принципа. Из корпуса так называемых «русских» романов Набокова «Король, дама, валет» наименее изучен с точки зрения флоберовских аллюзий и вариативности игры. В результате исследования выявлена типология игры, выделены ее онтологические и агональные разновидности, определена роль игры в смыслообразовании произведения, его сюжетостроении, создании условно-реального мира и мира человеческих подобий (процесс «обмертвления» главных персонажей, роднящий их с куклами, манекенами, восковыми фигурами). Вернуться назад |