ИНТЕЛРОС > про№3, 2021 > «ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ» КАК ЦИКЛООБРАЗУЮЩАЯ КОНСТАНТА В «ПЕСТРЫХ СКАЗКАХ» КНЯЗЯ В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Сытина Ю. Н.
«ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ» КАК ЦИКЛООБРАЗУЮЩАЯ КОНСТАНТА В «ПЕСТРЫХ СКАЗКАХ» КНЯЗЯ В. Ф. ОДОЕВСКОГО


19 октября 2021
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской классической литературы,
Московский государственный областной университет,
(Москва, Российская Федерация),
yulyasytina@yandex.ru

Аннотация:

«Пестрым сказкам» (1833) посчастливилось стать одним из завершенных произведений среди многих так до конца и не реализованных циклических замыслов В. Ф. Одоевского. В статье обосновывается важность рассмотрения сказок как эстетического единства, с учетом порядка их следования, общности тем и мотивов при внешней кажущейся «пестроте». Указывая на многообразие проблематики сказок, автор сосредоточивается только на одном, но важном для всего творчества Одоевского аспекте: мотиве овеществления — и обосновывает, что в «Пестрых сказках» он получает циклообразующий характер. Под овеществлением в статье, вслед за М. М. Бахтиным, понимается то или иное «превращение» человека в вещь или редуцирование личности до вещи. Этот мотив будет очень важен для Ф. М. Достоевского, появится он уже у Н. В. Гоголя, но еще до того — у В. Ф. Одоевского, и именно в «Пестрых сказках». Речь об овеществлении заходит сразу же в предисловиях издателя и сочинителя, так или иначе этот мотив проявляется во всех сказках, герои которых или склонны овеществлять других, или сами подвергаются овеществлению, иногда не замечая этого и даже находя в этом удовольствие, а иногда и с ужасом осознавая свое положение. Появляется в цикле и мотив оживления — как человека, сбрасывающего со своей души мертвенный покров, так и вещи, заявляющей о своей человечности. Но мертвенность мира в «Пестрых сказках» так и остается не преодоленной: не освобождены из косного плена ни вещи, ни люди, которые все более и более погрязают в повседневности, подчиняя все своей мертвящей воле. Вместе с тем в целом безрадостная картина в этически напряженном мире героев по-своему преодолевается в эстетической реальности цикла. Само осознание овеществленности, ее юмористическое обыгрывание, убежденность в неисчерпаемости вечной поэзии бытия открывают мерцающую возможность для воскресения «живой жизни».


Вернуться назад