ИНТЕЛРОС > про№3, 2021 > ИДЕЯ РОДСТВЕННОЙ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»

Киселева И. А., Сахарчук Е. С.
ИДЕЯ РОДСТВЕННОЙ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»


19 октября 2021
доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедрой русской классической литературы,
Московский государственный областной университет,
(Москва, Российская Федерация),
kaf-rusklit@mgou.ru
доктор педагогических наук, зав. лабораторией современных средств и форм воспитания,
Российская академия образования,
(Москва, Российская Федерация),
1515303@mail.ru

Аннотация:

В статье уточняется жанровая содержательность романа «Подросток» как романа воспитания, выявляются философско-педагогические идеи Ф. М. Достоевского о принципах и содержании духовно-нравственного воспитания в православной среде. Прослеживается связь художественной подачи в романе воспитательного процесса с представлениями автора, близкими по своей сути идеям христианско-антропологического направления в педагогике второй половины XIX в. Ф. М. Достоевский в противовес и в преодоление внезаконному в духовном и гражданском понимании «случайному семейству» предлагает обществу идею родственной любви, проявляющуюся в «уме сердца» (эмоциональном интеллекте), единстве ценностно-нравственных оснований, взаимном уважении и поддержке, ненасильственных отношениях. Изобразив историю «случайного семейства», явившегося следствием Божьего попущения человеческой немощи и неразумия, Ф. М. Достоевский позволяет героям и читателю увидеть в феномене семьи идеал человеческих отношений, который отвечает воле Божьей и сущностному миропорядку. Роман понимается как изображение пути духовного возрастания человека. Критически рассматривается трактовка негативной роли Версилова в духовном становлении Аркадия Долгорукого. Позитивные изменения в душе Подростка определяются желанием познавать и познанием душевного устроения отца. Показано, как пространство родственной любви и семьи помогает рождению соборной личности Подростка, духовно обогащает всех членов семейства. Делается вывод о том, что развитие молодого человека обусловлено как его собственными свойственными молодости поисками идеала, так и общими усилиями семьи, движущейся к своему идеалу через преодоление приносящей страдание разобщенности.


Вернуться назад