ИНТЕЛРОС > выпуск 11, 2013 > ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛИЗМ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ»

Сергей Шараков
ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛИЗМ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ»


01 мая 2016

Сергей Леонидович Шараков
кандидат филологических наук,
доцент, и.о. зав. кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,
Старорусский филиал Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики,
(Старая Русса, Российская Федерация),
ssharakov@yandex.ru

В статье поставлен вопрос христианского символизма в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Во введении через сравнение с античным символизмом выявляется назначение символа в христианской поэтике. Следует вывод: символ в античности и христианстве различается по своей функциональной роли. Соответственно, античный символ предполагает ряд взаимосвязанных категорий судьбы, интуиции-гадания, вдохновения, предсказания; христианский символизм обусловлен идеей спасения и нравственной чистотой. Методологической основой статьи является использование методов культурно-исторической и сравнительной академических школ. Рассмотрение подготовительных материалов к роману позволяет утверждать: в «Бесах» используется христианский символизм. В связи с этим поставлена задача исследования образно-символического строя произведения. Особое внимание уделено образу хроникера, так как события романа даны сквозь его восприятие. Выдвинут тезис: в художественном сознании хроникера наличествует несколько уровней восприятия Евангелия, что служит основой символического строя произведения. Последовательно рассматриваются примеры христианского символизма. В частности, указано на связь идей, образов героев, сюжетных линий романа с Евангелием. Выдвинут и аргументирован примерами тезис: Евангелие выявляет те основания, на которых герои выстраивают свою жизнь.

 

Sergei Leonidovich Sharakov
Ph.D. in Philology,
the Acting Head of the Department of General Humanitarian
and Natural-Science Disciplines,
Staraya Russa Branch of St. Petersburg State University
of Service and Economy,
(Staraya Russa, Russian Federation)
ssharakov@yandex.ru

CHRISTIAN SYMBOLISM IN FYODOR DOSTOEVSKY’S NOVEL THE POSSESSED (DEMONS)

The article raises a question of Christian symbolism in the Fyodor Dostoevsky’s novel The Possessed (Demons). The introductory part identifies the purpose of a symbol in Christian poetics through the parallel with ancient symbolism. The author makes a conclusion that the functional role of symbol in the ancient world and Christian tradition is different. Therefore, the ancient symbol involves a number of interrelated categories, such as fate, intuition or conjecture, inspiration, and predictions; Christian symbolism is based on the idea of redemption and moral innocence. Methodologically, the article is based on a cultural and historical approach, as well as on the comparative academic tradition. The overview of Dostoevsky’s pre-materials for The Possessed (Demons) enables us to suggest the use of Christian symbolism in this novel. Hence, the objective of the study is to investigate a composition of images and symbols in this piece of writing, with a special focus on the image of a chronicler, since the storyline of the novel is developed through his perception. We make a supposition that there are several levels of the Gospel perception in the artistic vision or consciousness of the chronicler, that form the basis of the symbolical composition of the novel. The article sequentially examines the examples of Christian symbolism, including the connection of ideas, characters and storylines of the novel with the Gospel. Then it gives evidence and reasons for the thesis that the Gospel gives the characters of the novel the grounds for shaping their destiny.


Вернуться назад