ИНТЕЛРОС > выпуск 11, 2013 > ПОЛЕМИКА КАК ДИАЛОГ: ДОСТОЕВСКИЙ В СПОРЕ С ТОЛСТЫМ

Владимир Захаров
ПОЛЕМИКА КАК ДИАЛОГ: ДОСТОЕВСКИЙ В СПОРЕ С ТОЛСТЫМ


01 мая 2016

Владимир Николаевич Захаров
доктор филологических наук,
профессор кафедры русской литературы и журналистики,
Петрозаводский государственный университет,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
vnz01@yandex.ru

Достоевский был писателем, который активно вводил литературную критику в свои романы, адаптировал критические суждения к характерам героев. Тот же принцип романизации критики дан в его «Дневнике Писателя». Достоевский не ограничивался высказыванием своих мнений о чужих произведениях, а создавал «фиктивные лица» критиков, сочинял их диалоги, вел полемику с реальными и фантастическими оппонентами. Романизация литературной критики органична в поэтике «Дневника Писателя». В «Дневнике Писателя» за июль-август 1877 г. Достоевский спорит с Толстым по поводу восьмой и последней части романа «Анна Каренина », которую отказалась печатать редакция «Русского Вестника» и которая вскоре вышла отдельным изданием. Достоевский высоко оценил литературное значение романа, гениальность его автора, но не принял его политические оценки Русско-турецкой войны. Полемика Достоевского с Толстым своеобразна: он критикует не автора, а героя. Достоевский принимает христианский пафос Толстого, учительный смысл эпиграфа, но упрекает Левина за то, что тот обособился и отвернулся от «Христова дела», во имя абстрактных принципов отказывает в сострадании и помощи страдающим христианам. Достоевский задает Толстому риторический вопрос, который придает новый смысл их полемике: чему учит писатель читателей, чему учит литература? Ответ предполагает ответственность, к которой автор «Дневника» призывает автора «Анны Карениной». В финале спора возникает неожиданный эффект: полемика предстает диалогом двух гениев, в котором разногласие вызывает потребность согласия оппонентов перед правдой народа.

Vladimir Nikolaevich Zakharov
Doctor of Philology,
Professor of the Department
of Russian Literature and Journalism,
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
vnz01@yandex.ru

THE POLEMICS AS A DIALOGUE: DOSTOEVSKY IN A CONTROVERSY WITH TOLSTOY

Dostoevsky was a writer, who was actively introduced literary criticism into his novels, adapting critical comments to the natures of the characters. The same principle of the novelization of criticism was used in his Diary of a Writer. Dostoevsky went beyond expressing his opinions about other people's works, and used to develop "fictitious persons" of critics, to compose their dialogues, to carry on polemics with real and fantastic opponents. The novelization of literary criticism is natural in the poetics of the Diary of a Writer. In the Diary of a Writer of July-August 1877 Dostoevsky argues with Tolstoy about the eighth and the last part of the novel Anna Karenina, rejected by the publishers of The Russian Messenger and was soon published as a separate book. Dostoevsky highly appreciated the literary value of the novel, the genius of its author, but did not accept his political assessments of the Russo-Turkish war. His polemics with Tolstoy is original: he levels criticism not at the author, but at the hero. Dostoevsky takes in the Christian pathos of Tolstoy, the didactic sense of the epigraph, but blames Levin for his isolation and turning away from Christ as well as for the fact that he refuses to empathize and help his neighbor in the name of abstract principles. Dostoevsky asks Tolstoy a rhetorical question, which gives a new meaning to their polemics: what does the writer teach the readers? What does literature teach them about? The answer implies responsibility, which the author of the Diary calls the author of Anna Karenina to. In the final dispute an unexpected effect arises: the polemics appears as a dialogue of two geniuses, in which the disagreement makes the opponents achieve consent in front of the truth of the people


Вернуться назад