ИНТЕЛРОС > выпуск 11, 2013 > МОЛИТВА В ЛИРИКЕ А. БЛОКА («ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ»)

Ирина Спиридонова
МОЛИТВА В ЛИРИКЕ А. БЛОКА («ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ»)


01 мая 2016

Ирина Александровна Спиридонова
доктор филологических наук,
доцент кафедры русской литературы и журналистики,
Петрозаводский государственный университет,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
verses@onego.ru

В статье рассмотрен жанровый конфликт молитвы и стансов в стихотворении А. Блока «Девушка пела в церковном хоре...» (1905). Основной церковный источник, формирующий лирическую модель стихотворения, — молитва. Жанровый канон стансов, где строфы содержательно и композиционно обособлены, преобразует центральную музыкальную тему в четыре картины-события, связанные по принципу диссонанса. Каждая из строф стансов «Девушка пела в церковном хоре...» имеет свою «смысловую точку» (молитва — вокал — иллюзия — прозрение) и открывает «другое» содержание происходящего, усиливает и развивает трагическую тему двоемирия, вольных и невольных подмен, духовных исканий и утрат времени. Стансы Блока — это поэтическое свидетельство выхода современного человека из молитвенного сосредоточения. Модель «конфликтного синтеза» церковных и художественных жанров отражает оппозицию религиозное / мистическое в эстетике символизма и усиливает трагический пафос лирики А. Блока.

 

Irina Aleksandrovna Spiridonova
Doctor ofPhilology,
Associate Professor of the Department
of Russian Literature and Journalism,
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
verses@onego.ru

PRAYER IN ALEXANDER BLOK'S LYRIC POETRY
(A GIRL WAS SINGING IN THE CHURCH CHOIR…)

The article examines the genre clash of a prayer and stanzas in Alexander Blok’s poem A girl was singing in the church choir… (1905). Prayer is the main ecclesiastical source, shaping the poem’s lyric model. The genre canon of stanzas with the strophes detached substantially and compositionally transforms the central musical theme into four scene-developments linked by dissonance. Each of the strophes in A girl was singing in the church choir… stanza has its own semantic point (prayer — singings — illusion — enlightenment) and reveals a different content of the event, intensifies and develops the tragic theme of two worlds, intended and unintended substitutions, spiritual quest and time losses. Blok’s stanzas are poetic evidence of a modern man’s withdrawal from a prayerful concentration. The model of conflicting synthesis of ecclesiastical and literary genres reflects the religious — mystical opposition in symbolism aesthetics and strengthens the tragic pathos of Blok’s lyric poetry.


Вернуться назад