ИНТЕЛРОС > выпуск 11, 2013 > ГИМНОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПОВЕСТИ И. С. ШМЕЛЕВА «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Николай Соболев
ГИМНОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПОВЕСТИ И. С. ШМЕЛЕВА «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»


02 мая 2016

Николай Иванович Соболев
кандидат филол. наук,
ст. преподаватель кафедры русской литературы и журналистики,
Петрозаводский государственный университет,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
sobnick@yandex.ru

В статье исследуется вопрос о влиянии гимнографической традиции на творчество И. С. Шмелева на материале повести «Неупиваемая Чаша». В работе проанализирован гимнографический пласт повести, выявлены специфические особенности адаптации богослужебной поэзии в ткань художественного произведения, определена функциональность богослужебных текстов в идейно-тематической и образно-мотивной структуре художественного произведения. Сопоставительный анализ показывает, что встречающиеся в повести поэтические определения повторяют богословские терминологические метафоры, характерные для гимнографии. Наряду с этим план содержания повести «Неупиваемая Чаша», благодаря семантическому параллелизму с акафистной и, шире, гимнографической традицией, образует христианско-догматический метатекст, который можно назвать Бытием во Христе. Этот метатекст позволяет читателю интуитивно распознать в произведении Шмелева творение, по духу и языку родственное текстам христианской поэтической и учительной традиции.

 

Nikolay Ivanovich Sobolev
Ph.D. in Philology,
the Senior Teacher of the Department
of Russian Literature and Journalism,
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
sobnick@yandex.ru

HYMNOGRAPHIC TRADITION IN IVAN SHMELEV'S SHORT NOVEL THE INEXHAUSTIBLE CUP

The article examines the influence of the Orthodox hymnography on Ivan Shmelev`s works, using his short novel The Inexhaustible Cup as an example. The author analyzes the hymnographic level of the novel; identifies specific features of adapting liturgical poetry to the literary (fiction) text; defines the functionality of liturgical texts in the ideological and thematic, as well as imaginative and motive structure of a literary work. Comparative analysis shows that novel’s poetic attributes are similar to theological terminological metaphors typical for hymnography. Moreover, the content plane of The Inexhaustible Cup, due to the semantic parallelism with Akathist and, more broadly, with the hymnographic tradition, forms the Christian dogmatic metatext which can be called «Being in Christ». This enables the reader to identify intuitively Shmelev’s novel as a piece of writing, related to poetic and didactic Christian texts in its spirit and language


Вернуться назад