ИНТЕЛРОС > выпуск 12, 2014 > КАТЕГОРИИ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Иван Есаулов
КАТЕГОРИИ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА


06 марта 2016

Иван Андреевич Есаулов
профессор кафедры русской классической
литературы и словесности,
Литературный институт им. А.М. Горького
(Москва, Российская Федерация)
jesaulov@yandex.ru

В статье обосновывается необходимость нового понимания произведений Лермонтова на основе тех категорий русской филологии, которые возникли в последние десятилетия. Все они так или иначе восходят к представлениям о единстве русской культуры и актуализируют различные аспекты этой культуры. В художественном мире Лермонтова доминирует ментальная модель предпочтения «сверхзаконной» свободы «законнической» необходимости. Тот идеал, осуществления которого желал бы Лермонтов, как и ряд его героев, невозможно достичь не только в России, либо в любой другой стране, но и вообще на земле. Cверхзаконные отношения присущи, скорее, идеальному пространству Святой Руси, нежели исторической России. Но именно эти сверхзаконные отношения опознавались как русскими писателями, так и их читателями как своего рода духовный, этический и эстетический ориентир. За столкновением «идеала» и «действительности», которое исследователи чаще всего возводят к романтической парадигме, мерцает фундаментальная оппозиция Закона и Благодати, пронизывающая собой всё пространство русской литературы, как средневековой, так и новой.

Ivan Andreevich Esaulov
Ph.D., Professor of Gorky Literary Institute
(Moscow, Russian Federation)
jesaulov@yandex.ru

THE CATEGORIES OF LAW AND GRACE IN LERMONTOV'S POETICS

The article substantiates the necessity of a new interpretation of Lermontov's works based on the categories of Russian philology which emerged over the last decades. In one way or another, all of them go back to the notion of the unity of the Russian culture and actualize various aspects of this culture. The mental model of a preference for the "above the law" freedom to the "legalistic" necessity dominates Lermontov's art world. The ideal, which Lermontov, as well as a number of his characters, would like to put into practice, is unattainable not only in Russia or any other country, but also in general on earth. Relations above the law are inherent to the ideal space of Holy Russia rather than the historical Russia. However, these very above the law relations were recognized by Russian writers and their readers as a spiritual, ethical and aesthetical reference point of a kind. Through the collision of "the ideal" and "the reality", which researchers mostly traced back to the romantic paradigm, shines the fundamental opposition of Law and Grace and penetrates the whole space from medieval to modern Russian literature.


Вернуться назад