ИНТЕЛРОС > выпуск 12, 2014 > АПОСТАСИЙНОЕ НАЧАЛО В РАССКАЗЕ М. Н. ЗАГОСКИНА «КОНЦЕРТ БЕСОВ»

Наталья Видмарович
АПОСТАСИЙНОЕ НАЧАЛО В РАССКАЗЕ М. Н. ЗАГОСКИНА «КОНЦЕРТ БЕСОВ»


06 марта 2016

Наталья Петровна Видмарович
доктор филологических наук,
ординарный профессор кафедры русского языка,
Отделение восточнославянских языков и литератур,
Загребский университет (Загреб, Хорватия)
natalija.vidmarovic@ffzg.hr

Тема искушения верой является одной из основных тем в цикле фантастических рассказов М. Н. Загоскина «Вечер на Хопре». В статье рассматривается механизм действия апостасийного начала на человеческую личность на примере рассказа из упомянутого цикла — «Концерт бесов». Главный персонаж рассказа оказывается перед выбором между «ветхостью», коснением во грехе или обновлением человеческого естества, между тлением и смертью или воскресением и бессмертием. Время действия — канун и первая неделя Великого Поста — позволяет проанализировать страстное состояние героя прежде всего в контексте великопостного покаянного канона Андрея Критского и ветхозаветных чтений об Адаме и Еве. Место действия — бал-маскарад — определяет способы действия апостасии: инфернальное маскируется под человеческое, пытаясь подменить лик — маской, личиной. Проявление апостасии дается с проекцией на современность, поскольку с секуляризацией общества возрастает агрессивность апостасии; несколько меняются внешние формы ее действия при сохранении сути.

Natalia Petrovna Vidmarovich
Ph.D., Professor of Zagreb State University
(Zagreb, Chorvatija)
natalija.vidmarovic@ffzg.hr

THE THEME OF APOSTASIS IN ZAGOSKIN’S CONCERT OF THE DEMONS

The topic of trial by faith is one of the main ones in the cycle of stories by M.N.  Zagoskin The Evening on Khoper. Author analyses the mechanism of apostasy essence on human nature in Zagoskin’s Concert of the demons. The main character faces a choice between “dilapidation“, ossifying in sins and the renewal of human nature, between decay and death, and resurrection and immortality. The setting is Great Lent’s eve and its first week. It allows analyzing the passionate state of the character mainly in context of the Great Canon of Repentance of St. Andrew of Crete and Old Testament readings on Adam and Eve during the first week of Great Lent. The setting at the masquerade ball defines the way apostasy manifests: infernal disguised as human trying to replace the image with a mask, gloze. Apostasy in this novel is projected onto the modern age, for along with society secularization the aggression of apostasy grows, the outer forms of manifestation somehow change with its essence remaining the same.


Вернуться назад