ИНТЕЛРОС > выпуск 12, 2014 > ОБРАЗЫ СЕКТАНТОВ В «ДНЕВНИКЕ ПИСАТЕЛЯ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Татьяна Карпачева
ОБРАЗЫ СЕКТАНТОВ В «ДНЕВНИКЕ ПИСАТЕЛЯ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО


07 марта 2016

Татьяна Сергеевна Карпачева
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской классической литературы и фольклора,
Московский городской педагогический университет
(Москва, Российская Федерация)
t.s.karpacheva@yandex.ru

В статье рассматривается тема сект в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского. Откликавшийся на острые вопросы современности Ф. М. Достоевский не мог обойти стороной и эту тему — тему псевдодуховности и вовлечения людей под видом молитвенных собраний в различные организации, зачастую ставящие перед собой не столько религиозные, сколько политические цели. В статье рассматривается образ штундистского пастора как сектантского лидера и противопоставляется ему образ старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» как настоящего святого, ведущего ко Христу. Ф. М. Достоевский разграничивает понятия собственно сектантского учения и его практического воплощения. По мнению писателя, разрушительная деятельность сект гораздо опаснее, нежели их теоретические воззрения. Погружаясь во всевозможные трансовые состояния («верчение и пророчество»), человек транслирует искаженное представление о Христе, отрекается от истинной веры и, сам того не подозревая, возрождает древние языческие культы идолопоклонства.

Tat'yana Sergeevna Karpacheva
Ph.D., Associate Professor of Moscow City
Teacher Training University
(Moscow, Russian Federation)
t.s.karpacheva@yandex.ru

IMAGES OF CULT FOLLOWERS IN DOSTOYEVSKY'S A WRITER'S DIARY

The theme of religious sects in A Writer's diary of Fyodor Dostoyevsky is considered in the article. Dostoyevksy, who readily responded to all the vital questions of contemporary life, obviously could not ignore the theme of pseudo-spirityality and involvement of people in different organizations masked by prayerful meetings; organizations that often set political rather than religious goals. In the article the image of a stundist parson as a religious sect leader contrasts with the image of Elder Zosima from Dostoyevsky's novel The Brothers Karamazov as a real saint, leading people to Christ. F.М.Dostoyevsky demarcates the concepts of sectarian teaching and its practical objectification. According to the writer, the destructive activities of sects is much more dangerous than their theoretical views. Sinking into all sorts of trance states (“whirling and prophecy”), a person broadcasts a distorted view of Christ, rejects the true faith, and without knowing it, revives the ancient pagan cults of idolatry


Вернуться назад