ИНТЕЛРОС > выпуск 12, 2014 > ЛОКУС КОМАРОВСКИЙ СКИТ В ДИЛОГИИ П. И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ» И «НА ГОРАХ»

Любовь Алексеева
ЛОКУС КОМАРОВСКИЙ СКИТ В ДИЛОГИИ П. И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ» И «НА ГОРАХ»


07 марта 2016

Любовь Викторовна Алексеева
специалист web-лаборатории филологического факультета,
мл. науч. сотр. каф. русской лит. и журналистики
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
lempi@mail.ru

Статья посвящена изучению одного из старейших нижегородских старообрядческих скитов, Комаровского скита, в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». В дилогии опыт изучения П. И. Мельниковым-Печерским исторической действительности выразился в художественной форме. В статье Комаровский скит рассматривается как категория художественного пространства. Комаровский скит в дилогии — отчетливо доминирующий пространственный образ. В современном литературоведении для обозначения пространственных образов часто используется понятие «локус». Текст дилогии позволяет рассматривать Комаровский скит как локус, поскольку он обладает некоторыми существенными признаками этого понятия: тождественность объекту реального мира, культурная значимость для определенного социума, дискретность, антропологическая обусловленность. В статье проводится анализ текста, исходя из определяющих понятие локуса признаков, это понятие применимо к пространственному образу Комаровского скита.

Lyubov Viktorovna Alekseeva
Master of Arts of the Faculty
of Philology’s Web Laboratory- PetrSU,
Petrosavodsk State Unversity
(Petrozavodsk, Russian Federation)
lempi@mail.ru

THE LOCUS OF KOMAROVSKY SKETE MONASTERY IN PAVEL MELNIKOV-PECHERSKY'S
DILOGY THE IN THE WOODS AND ON THE HILLS

The article is devoted to studying Komarovsky skete monastery, the oldest Nizhny Novgorod Old Believer skete monasteries, in Pavel Melnikov-Pechersky's dilogy “In the woods” and “On the hills”. This dilogy is an artistic reflection of Pavel Melnikov-Pechersky’s experience of studying historical reality. In this article Komarovsky skete monastery is considered as the category of artistic space. Komarovsky skete monastery is a distinctly dominating spatial image in the dilogy. In modern literary criticism the concept of “locus” is often used to identify spatial images. The text of the dilogy allows to consider Komarovsky skete monastery as locus, since it has some essential characteristics of this concept: identity with the real world object, cultural importance for a certain society, discretisation and anthropological conditionality. The article analyses the text on the basis of locus defining characteristics applicable to a spatial image of Komarovsky skete monastery.


Вернуться назад