ИНТЕЛРОС > выпуск 12, 2014 > ОБРАЗЫ СТАРООБРЯДЦЕВ В ДИЛОГИИ П. И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ» И «НА ГОРАХ»

Любовь Алексеева
ОБРАЗЫ СТАРООБРЯДЦЕВ В ДИЛОГИИ П. И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ» И «НА ГОРАХ»


07 марта 2016

Любовь Викторовна Алексеева
специалист web-лаборатории филологического факультета,
мл. науч. сотрудник каф. русской литературы и журналистики;
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
lempi@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению архетипа праведника в дилогии П. И. Мельникова-Печерского на примере образов старообрядцев, которые занимают основную часть художественного текста. На примере темы праведничества показана связь дилогии П. И. Мельникова-Печерского с традициями древнерусской литературы, ориентированной на христианские ценности. Русская литература XIX века, сохранившая эти традиции, обращаясь к теме праведничества, создала героя нового типа. Это мирские люди, неидеальные, небезгрешные, но сохранившие память об идеалах Древней Руси. Такие герои-праведники, воплощающие в себе добродетели, представлены в дилогии П. И. Мельникова-Печерского. В статье проводятся типологические параллели с древнерусской литературой, а также выделяются несколько типов героев-праведников в дилогии: типы праведных жен и духовных странников. На основе анализа художественных образов старообрядцев делается вывод о том, что главным критерием праведничества для П. И. Мельникова-Печерского становится не принадлежность героя к старообрядчеству или господствующей церкви, а его христианское мироощущение, следование евангельским заветам. Поэтому П. И. Мельников-Печерский не делает своих героев-праведников из старообрядцев активными выразителями старообрядческой идеологии.

Lyubov Viktorovna Alekseeva
Master of Arts of philological faculty’s web-laboratory in PetrSU,
Researcher of department of Russian literature and journalism,
Petrosavodsk State Unversity(Petrosavodsk, Russian Federation)
lempi@mail.ru

IMAGES OF OLD BELIEVERS IN PAVEL MELNIKOVPECHERSKY'S DILOGY IN THE WOODS AND ON THE HILLS

The article examines an archetype of the righteous person in the Pavel Melnikov-Pechersky’s dilogy through the example of Old Believers images which form the main part of the text. Through the example of a righteousness as a subject the interconnection Melnikov-Pechersky’s dilogy with Old Russian literature traditions, focused on Christian values, is shown. Russian literature of the 19th century, which kept these traditions addressing the subject of righteousness, created heroes of a new type. These are secular people, imperfect and a little sinful, but holding onto the ideals of Old Russia. Such righteous persons embodying different virtues are portrayed in Melnikov-Pechersky’s dilogy. The article draws some typological parallels with Old Russian literature and identifies several types of righteous heroes in the dilogy – certain types of righteous women and spiritual wanderers. As a result, on the basis of the analysis of Old Believers’ images it can be concluded that the main criterion of righteousness for Pavel Melnikov-Pechersky is not belonging of the hero to the Old Belief or the dominating church but his/her Christian attitude and following evangelical precepts. That is why Melnikov-Pechersky does not present the righteous Old Believers as active spokesmen of the Old Belief ideology.


Вернуться назад