ИНТЕЛРОС > выпуск 12, 2014 > СОФИЙНАЯ «ОМОУСИЯ» П. А. ФЛОРЕНСКОГО

Ярослав Сарычев
СОФИЙНАЯ «ОМОУСИЯ» П. А. ФЛОРЕНСКОГО


07 марта 2016

Ярослав Владимирович Сарычев
доктор филологических наук, доцент,
профессор кафедры литературы,
Липецкий государственный педагогический университет
(Липецк, Российская Федерация)
sarychev.yaroslav@yandex.ru

Статья посвящена исследованию творческих связей И. С. Шмелева и С. Н. Дурылина, писателей первой половины XX века, оказавшихся в изгнании. Их сблизили не только общие религиозные ценности, но и трагичность судеб. Поэтому, на наш взгляд, безусловно продуктивным является исследование сравнения художественных принципов писателей на примере «Старинного триптиха» С. Н. Дурылина (1919–1923) и «Почему так случилось» (1944) И. С. Шмелева, ранее не подвергавшихся сопоставительному анализу. Как видно из предложенного сравнения двух текстов, довольно тесно переплетены их проблематика и поэтика. Изображается итоговый отрезок жизни внешне преуспевающих, но духовно опустошенных личностей: профессора-античника и генерала Патрикия Патрикиевича Древлянинова. И Шмелев, и Дурылин пытаются вывести своих героев из духовного тупика, бессмысленности существования и своеобразной одержимости своей идеей (у профессора – разлагающий общество научный труд, у генерала – азартная игра). Генерал и профессор проходят свой путь очищения, свой крестный путь, свою Голгофу и свое воскресение. Дурылин напрямую связывает этот путь героя с литургическим циклом. Ведь появление и «сражение с нечистым» происходит в великопостное время. Накануне Пасхи и Страстной недели происходит судьбоносный сон дедушки. Паломничество героя к Пасхе и составляет сюжет этой повести, еще раз актуализируя важность пасхального архетипа для русской литературы. Сходны и способы избавления героев от духовной пустоты – введение персонажа-духа, апеллирующие к черту «Братьев Карамазовых». Родственны и стилевые черты поэтики: бессюжетность, превалирование метафизической проблематики, пасхальный архетип, интертекстуальные отсылки к классической литературе. Все сказанное позволяет отнести произведения Шмелева и Дурылина к литературе христианского реализма, выстраивающей свои художественные принципы и картину мира.

Yaroslav Vladimirovich Sarychev
Ph.D., Professor of Lipetsk State Pedagogical University
(Lipetsk, Russian Federation)
sarychev.yaroslav@yandex.ru

SOPHIAN HOMOUSIA OF PAVEL FLORENSKY

The analysis of the book The Pillar and Assertion of the Truth (1914) and the sophiological doctrine presented in the article and related to the approaches of certain Russian sophiologists shows the general problematic character of the attempts of Orthodox substantiation of the ide-as of Sophia and at the same time Pavel Florensky’s position. The thinker could not overcome sophiological aporia and the complex of religious-modernistic ideology, however Florensky stated the conception of Sophianess universe, formalistic in its essence, but symbolic in appearance, based on the author’s theory of antinomic cognition and the misinterpreted principle of trinity. As a result, Sophia turned out to be isomorphic to Holy Trinity and simultaneously to the creative world. The paradigm of Floren-sky’s thinking, apart from its gnostic basis, shows a certain deviation to the direction of post-modernist (in the broader sense) consciousness, that is why the philosopher is in demand in modern human environment


Вернуться назад