ИНТЕЛРОС > выпуск 14, 2016 > МОТИВ СТРАННИЧЕСТВА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ П. И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО

Любовь Алексеева
МОТИВ СТРАННИЧЕСТВА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ П. И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО


03 января 2017

Любовь Викторовна Алексеева
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
lempi@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению такого явления русской духовной жизни, как странничество, нашедшего широкое отражение в литературе XIX века и ставшего одним из основополагающих мотивов в творчестве П. И. Мельникова-Печерского. Возможность использования разнообразных модификаций понятия в художественном творчестве Мельникова-Печерского явилась следствием многозначности лексем «странник», «странничество» в языке XIX века, вызванной развитием странничества как историко-культурного явления. Анализ в статье различных форм проявления странничества на материале рассказа «Поярков» (1857) и повести «Гриша» (1861) позволяет реконструировать содержательное наполнение «странничества» в ранних художественных произведениях Мельникова-Печерского. Различные смыслы — социокультурные и исторические, — вкладываемые писателем в понятие «странничество», выявляются посредством анализа образов странников в произведениях. Мотив странничества рассматривается во взаимосвязи с душевными переживаниями главных героев — Пояркова и Гриши. В статье делается вывод о том, что мотив странничества у Мельникова-Печерского, независимо от того, какой из смыслов он реализует, является движущей силой в раскрытии образов главных героев произведений и находится в неразрывной связи с их духовными исканиями.

 

Lyubov’ V. Alekseeva
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
lempi@mail.ru

THE MOTIF OF PILGRIMAGE IN P. I. MELNIKOVPECHERSKY’S EARLY WORKS

The article is devoted to such a phenomenon of Russian spiritual life as pilgrimage, that became a popular theme of the 19th century literature and one of the basic motifs in P. I. Melnikov-Pechersky’s works. The possibility to use a variety of modifications of the concept in P. I. Melnikov-Pechersky’s works resulted from polysemy of the lexemes “pilgrim”, “pilgrimage” in the 19th century language, caused by the evolution of pilgrimage/wandering as a historical and cultural phenomenon. The analysis of different forms of manifestation of pilgrimage, conducted in the article basing on the material of the story “Poyarkov” (1857) and the short novel “Grisha” (1861), makes it possible to reconstruct the content-related meaning of “pilgrimage” / “wandering” in P. I. Melnikov-Pechersky’s early works. Various socio-cultural and historical meanings assigned by the writer to the concept of “pilgrimage” are identified through the analysis of images of pilgrims/wanderers in his works. The motif of pilgrimage is considered in interrelation with the emotional experience of the main characters (Poyarkov and Grisha). The article concludes that the motif of pilgrimage/wandering in P. I. Melnikov-Pechersky’s works, no matter which meaning it implicates, is a driving force for disclosing images of the main characters of the stories and goes hand in hand with their spiritual quests.


Вернуться назад