ИНТЕЛРОС > выпуск 14, 2016 > ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ИХ РОЛЬ В РОМАНЕ И. А. БУНИНА «ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА»

Татьяна Ковалева
ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ИХ РОЛЬ В РОМАНЕ И. А. БУНИНА «ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА»


03 января 2017

Татьяна Николаевна Ковалева
Пятигорский государственный университет
(Пятигорск, Российская Федерация)
tatjana_kovaleva@mail.ru

В настоящей статье отражены результаты исследования временной организации романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», выявлены и охарактеризованы типы художественного времени, их соотношение и роль в произведении. В статье установлено, что временная организация романа И. А. Бунина представляет собой сложную многоуровневую, иерархически организованную структуру, синтезирующую разные типы художественного времени: социально-историческое, семейно-бытовое, природно-циклическое, биографическое время. Перечисленные хронотопические уровни — разного объема и значимости в художественном мире произведения. Кроме названных временных уровней, автором статьи выявлена и исследована временная структура вечности, играющая в произведении значительную роль и включающая в себя христианскую вечность Бога и бессмертной души человека. В двух пространственно-временных моделях: «время человеческой жизни» и «вечность» — содержатся главные координаты для понимания специфики художественного времени-пространства романа и бунинской концепции человека: факт рождения человека, время его жизни проецируются на вечность. Проведенное исследование типов художественного времени, их соотношения и роли в романе «Жизнь Арсеньева» позволяет сделать вывод о том, что жизнь главного героя показана не в одном, а одновременно в разных пространственно-временных планах: социально-историческом, семейно-бытовом, природно-циклическом, биографическом хронотопах — и одновременно вписана во временную структуру вечности. Эта важнейшая для понимания произведения особенность его пространственно-временной организации свидетельствует о том, что рассказ Арсеньева — повествование не только о земных делах человека, но и о его бессмертной душе.

 

Tat’yana N. Kovalyova
Pyatigorsk State University
(Pyatigorsk, Russian Federation)
tatjana_kovaleva@mail.ru

TYPES OF ARTISTIC TIME AND THEIR ROLE IN IVAN BUNIN’S NOVEL “THE LIFE OF ARSENIEV“

The article presents the results of the research of temporal composition of the novel of Ivan Bunin “The Life of Arseniev”; it reveals the types of artistic time continuum and characterizes their interrelation and role in the novel. The article defines the temporal composition of Ivan Bunin’s novel as a complicated multilevel and top-down structure, which produces different types of artistic time: sociohistorical, family and household, naturalcyclic and biographical. The above-mentioned chronotopical levels are of different volume and importance in the artistic world of the novel. Along with the temporal levels listed above, the author of the article has determined and investigated the time structure of Eternity, which plays a significant role in the novel and involves Christian Eternity of God and of an Immortal Human Soul. Two spatial and temporal models, the “time of human life” and “Eternity” contain the crucial coordinates for comprehension of specificity of the artistic time of the novel and of Bunin’s human being concept: the fact of the birth of a person and time of his life get projected onto Eternity. The performed study of the types of the artistic time and of their interrelation and role in the novel “The Life of Arseniev” allows us to make a conclusion that the life of the central character is shown not in one, but in different spatiotemporal formats at the same time: through sociohistorical, family and household, natural-cyclic and biographical chronotopes — and simultaneously the life of Arseniev is put in the time structure of Eternity. This key element of the novel’s spatiotemporal structure is very important for understanding of the novel and witnesses as follows  — the story of Arseniev is not just a  narration about mundane desires of a  human being, but also about his immortal soul.


Вернуться назад