ИНТЕЛРОС > выпуск 14, 2016 > УПОДОБЛЕНИЕ ЛЕСА ХРАМУ В ПОЭТИКЕ Б. ПАСТЕРНАКА

Анна Скоропадская
УПОДОБЛЕНИЕ ЛЕСА ХРАМУ В ПОЭТИКЕ Б. ПАСТЕРНАКА


03 января 2017

Анна Александровна Скоропадская
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
san19770@mail.ru

В статье рассматривается мотив уподобления леса храму. Этот мотив стал сквозным для творчества Бориса Пастернака и лег в основу его философской концепции «Природы-храма», включающей в себя мифологические и библейские традиции. Во многих пастернаковских текстах при описании леса обнаруживаются храмовые аллюзии: в лесу царит «кафедральный мрак», лесные звуки подобны храмовому пению, стволы деревьев — «строю молящихся» или ликам святых. Леса и собор объединяются общим устремлением вверх, что дает образное представление о высших законах мироздания: природа вся пронизана божественным замыслом и живет в полном подчинении ему. Наиболее ярко концепция «Природы-храма» представлена в книге стихов «Когда разгуляется» и в романе «Доктор Живаго». В детском сознании Юрия Живаго универсальный локус леса вбирает в себя весь «внешний мир», Бог уподобляется леснику, следящему за происходящим на земле. Взрослый Живаго сохраняет в себе этот первообраз, именно в лесу проникаясь даром живого духа и стараясь жить по законам леса-храма в городе.

 

Anna A. Skoropadskaya
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
san19770@mail.ru

THE MOTIVE OF COMPARISON OF THE FOREST WITH
A TEMPLE IN THE POETICS OF BORIS PASTERNAK

The article deals with the motive of comparison of the image of the forest with that one of a temple. This motive became crosscutting for all Pasternak’s works and formed the basis of his philosophical notion of Nature as a temple, comprising mythological and biblical traditions. There are temple allusions in the description of the forest contained in many Pasternak’s literary works: “cathedral darkness” reigns in the forest, forest sounds resemble temple singing, tree trunks look like “the ranks of worshipers” or saints. An ascending image of the forest and the cathedral gives a figurative idea of the Supreme law of the Universe: Nature is permeated by the Divine plan and exists in full harmony with it. This idea of Nature as a temple is best represented in the final book of poems “When it clears up” and in the novel “Doctor Zhivago”. A universal locus of the forest embraces all the “outside world” in the child’s conscious of Yuriy Zhivago, and God is compared with a forester who supervises the things happening here below. Later, as an adult, Zhivago sticks to this prototype and, it is in the forest where he appreciates the gift of a living spirit and tries to live by the laws of the forest-temple in the city.


Вернуться назад