ИНТЕЛРОС > выпуск 15, 2017 > ТРЕТИЙ ВЕЛИКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ» Л. Н. ТОЛСТОГО

Вера Аношкина-Касаткина
ТРЕТИЙ ВЕЛИКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ» Л. Н. ТОЛСТОГО


01 июня 2017

доктор филологических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ, академик МАНПО,
профессор кафедры русской классической литературы,
Московский государственный областной университет,
(Москва, Российская Федерация),
bvk888@mail.ru

Известны два великих вопроса, поставленные в русской литературе XIX века, — «Кто виноват?» А. И. Герцена и «Что делать?» Н. Г. Чернышевского. В данной статье впервые обращено внимание на третий великий духовно-нравственный вопрос русской литературы – «чем люди живы?». Этот вопрос поставил и дал на него ответ Л. Н. Толстой в рассказе «Чем люди живы» (1881). Религиозный кризис, который гениальный писатель переживал во время написания рассказа, не помешал ему раскрыть обретение истины падшим ангелом Михаилом: «есть в людях любовь», человеку не дано знать, что с ним будет, «жив всякий человек не заботой о себе, а любовью». Личное благо открывается в благе всеобщем. В анализе морально-этической проблематики рассказа-притчи утверждается реальность сверхъестественного и сакрального в жизни человеческого рода, возможность его молитвенного спасения, описывается своеобразие реализма, психологизма, «диалектики» человеческой души, жанровых особенностей рассказа-притчи позднего Толстого.

 

Vera N. Anoshkina-Kasatkina
Moscow State Regional University
(Moscow, Russian Federation)
bvk888@mail.ru

THE THIRD GREAT QUESTION IN RUSSIAN LITERATURE:
“WHAT MEN LIVE BY” BY L. N. TOLSTOY

There are two great questions raised in Russian literature of the 19th century — “Who is to blame?” by A. I. Herzen and “What shall we do?” by N. G. Chernyshevsky. This article for the first time draws attention to the third great spiritual and ethic question of Russian literature — “what men live by?”. It was raised and answered by Leo Tolstoy in his short story “What men live by” (1881). A religious crisis the writer was undergoing while writing the story did not impede his discovering the truth by the fallen angel Michael: “there is love in men”, man is not able to know his future, “each person lives not by self-concern but by love”. Individual welfare is manifested in global welfare. Analysis of moral and ethic problems of this parabolic story reveals the affirmation of supernatural and consecrated reality in life of the mankind, a chance for salvation by praying. Peculiarities of realism and psychologism, man’s soul dialectics, genre specificity of Tolstoy’s story of his late period are revealed in the article


Вернуться назад