ИНТЕЛРОС > выпуск 15, 2017 > СЕМАНТИКА КОЛОРАТИВОВ В ПОВЕСТВОВАНИИ Л. ТОЛСТОГО («СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА», «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА», «ДЬЯВОЛ») Елена Масолова
|
кандидат филологических наук, доцент, В повестях Л. Толстого 1880-х гг. колоративы обретают негативную семантику. Используемый в начале повести «Смерть Ивана Ильича» желтый цвет настраивает читателя на повествование о движении к смерти. В «Крейцеровой сонате» этот цвет усугубляет нравственные страдания Позднышева, воплощает обман и похоть. В «Дьяволе» указание на желтый цвет лица Лизы передает негативное отношение Иртенева к ней. Розово-зеленый кретон «фешенебельной» гостиной в «Смерти Ивана Ильича» теряет свою помпезность в доме покойного. Белый цвет одежды в повести, изначально ассоциировавшийся у героя с уверенностью в завтрашнем дне, вызывал у больного неприязнь и воспринимался как подтверждение душевной черствости людей. В «Крейцеровой сонате» белый цвет, присутствовавший в портрете Трухачевского, еще больше настраивал Позднышева против него. В «Дьяволе» сопровождавший Лизу белый цвет начал восприниматься Иртеневым с раздражением. Семантика красного в «Крейцеровой сонате» тревожна, зловеща, связана с развратом и ложью. В «Дьяволе» описание одежды красного цвета заменяет портретную характеристику Степаниды; для Иртенева красная панева и красный платок любовницы стали воплощением дьявольского соблазна. В «Смерти Ивана Ильича» черный цвет — атрибут душевного и физического нездоровья героя — начал соотноситься с образом «черного мешка», поглотившего человека. В «Крейцеровой сонате» инфернальная черно-красная гамма усиливает ощущение трагедии. В «Дьяволе» черный цвет выявляет возрастающую зависимость героя от наваждения. Колоративы с корнем «свет-» в «Крейцеровой сонате» связаны с прозрением Позднышева относительно своей семейной жизни, основанной на обмане. В «Смерти Ивана Ильича» свет избавляет умирающего от страха смерти и дарует ему радость слияния с миром. В рассмотренных повестях Толстого представлена цветопись, а не колоративный код. Не все колоративы выступают в характеризующей и проспективной (предуведомляющей) функциях.
Elena A. Masolova THE SEMANTICS OF COLORATIVES IN TOLSTOY’S NARRATIVES In Tolstoy’s stories of the 1870s the coloratives have negative semantics. In “The Death of Ivan Ilyich” the yellow color “implicates” a movement to death. In “The Kreutzer Sonata” this color aggravates Pozdnyshev’s moral sufferings and embodies deception and lust. In “The Devil” the description of Lisa’s yellow complexion reveals Irtenev’s negative attitude to her. In “The Death of Ivan Ilyich” the pink and green cretonne of a “fashionable” living room loses its grandiosity in the house of the deceased man. In “The Death of Ivan Ilyich” the white color of clothes initially associated by the character with confidence in the future, then resulted in the patient’s dislike and was seen as evidence of inconsiderateness of people. In “The Kreutzer Sonata” the white color, in Trukhachevsky’s portrait, turned Pozdnyshev against him even more. Вернуться назад |