ИНТЕЛРОС > выпуск 15, 2017 > О НЕКОТОРЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЭТИКИ РОМАНА А. А. КОНДРАТЬЕВА «НА БЕРЕГАХ ЯРЫНИ»

Екатерина Агапитова
О НЕКОТОРЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЭТИКИ РОМАНА А. А. КОНДРАТЬЕВА «НА БЕРЕГАХ ЯРЫНИ»


01 июня 2017

старший преподаватель,
Петрозаводский государственный университет,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
ithaelin@mail.ru

Статья посвящена особенностям поэтики романа А. А. Кондратьева «На берегах Ярыни», в частности влиянию поэтики народной несказочной прозы (быличек) и фольклорной волшебной сказки на форму и содержание этого «демонологического» романа, как его охарактеризовал сам автор. От быличек в романе А. А. Кондратьева осталось этнографическое наполнение, а законы формирования фантастического мира заимствованы им из волшебной сказки. Особое внимание уделяется проблеме «границ» — главному закону волшебной сказки, четкому разделению на «свое» и «чужое». В данном романе роль границы играет Ярынь — контаминация реальных рек Горыни и Яруни и архетипического образа Реки. Также подробно рассматривается еще один закон сказочной поэтики — требование держать данное слово и не нарушать запрет. Именно несоблюдение запрета является двигателем сюжета романа и тем, что приводит персонажей к смерти, точнее к переходу в другое состояние души, поскольку персонажи романа могут существовать в трех формах: человек, нечисть, нежить. Так формируется вечность, постоянность и принципиальная повторяемость мира "На-берегах-Ярыни".

 

Ekaterina K. Agapitova
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
ithaelin@mail.ru

SOME FOLCLORE FEATURES OF POETICS OF A. KONDRATIEV’S NOVEL
“ON THE BANKS OF THE YARYN RIVER”

The article is devoted to analysis of folklore features of A. A. Kondratyev’s novel “On the banks of the Yaryn river”, in particular the influence of poetics of the folk non-fiction prose (folk stories) and fairy-tales on the form and content of this “demonological” novel (as it was characterized by the author himself). It is possible to claim that on the one hand, A. Kondratyev applied here the ethnographic filling of non-fiction stories, — and on the other hand, the laws of formation of a fantastic world of the magic fairy-tale. The special attention is paid to a problem of “borders” that is the main law of the magic fairy-tale, a clear distinction between “one’s own” and “someone else’s”. In this novel the Yaryn river serves as a border and seems the contamination of the real Goryn and Yarun rivers and an archetypic image of the River. Besides, one more law of fantastic poetics is considered in the novel. It is the requirement to keep one’s word and not to break a ban, because it is such an infraction that is the engine of a plot of the novel and that leads characters to death, although death in the novel is not the end of life but transition to another state of soul, as far as the characters of the novel can exist in three forms: a man, evil spirits and the undead. In such a manner, the eternity, constancy and basic repeatability of the world “On the banks of the Yaryn river” are formed.


Вернуться назад