ИНТЕЛРОС > выпуск 15, т. 3, 2017 > ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В СЮЖЕТЕ РАССКАЗА Е. Н. ОПОЧИНИНА «БРАТЬЯ»

Елена Федорова
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В СЮЖЕТЕ РАССКАЗА Е. Н. ОПОЧИНИНА «БРАТЬЯ»


16 ноября 2017
доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики коммуникации, научный сотрудник,
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей,
(Ярославль, Рыбинск, Российская Федерация),
sole11@yandex.ru

Аннотация: 

Статья посвящена анализу проблематики, сюжетных мотивов и литературных типов рассказа Е. Н. Опочинина «Братья» (1898). Евгений Николаевич Опочинин (1858‑1928) — писатель, археограф, коллекционер, редактор и сотрудник газеты «Правительственный вестник», автор воспоминаний и дневниковых записей о Ф. М. Достоевском, А. Н. Майкове, Я. П. Полонском и др. известных современниках. В своих произведениях Опочинин создал различные типы русского человека: старообрядец, охотник, художник, юродивый и т. д. В рассказе «Братья» показан герой-старообрядец, который пытается порвать со своей средой. В произведении Опочинина обнаруживаются общие сюжетные мотивы с романом Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: соперничество между братьями, бунт против родных из-за женщины, духовный кризис героев. После бунта Михаил Выжигин, герой Опочинина, возвращается в свою среду и становится самым ярым «фанатиком» среди старообрядцев. Сравнительно-типологический и структурный методы позволяют раскрыть специфику литературного типа, созданного Опочининым. Как Дмитрий Карамазов и Миколка-красильщик («Преступление и наказание»), герой Опочинина желает искупить свою вину страданием, жаждет духовного света, но, в отличие от героев Достоевского, он выбирает безблагодатный путь, безрадостный, не соборный, движимый страхом Божьим, а не любовью. Средством раскрытия внутреннего мира героя становятся его эсхатологические духовные видения. Кроме того, писатель использует характерологический и сюжетный парадокс. Михаил Выжигин хочет обрести Истину, но оказывается обманут своим окружением.

 

 

Elena A. Fedorova
P. G. Demidov Yaroslavl State University,
The Rybinsk State History,
Architecture and Art Museum-Preserve
(Yaroslavl, Rybinsk, Russian Federation)
sole11@yandex.ru

THE PROBLEM OF CHOICE IN THE STORYLINE
OF E. N. OPOCHININ’S NARRATION “BROTHERS”

Abstract. The article is dedicated to the analysis of the range of problems, tropes and literary types in E. N. Opochinin’s narration “Brothers” (1898). Evgeniy Nikolaevich Opochinin (1858–1928) was a writer, archaeographer, collector, editor and employee of the newspaper “Government Printing Works”, an author of recollections and diary notes on F. M. Dostoevsky, A. N. Maikov, Ya. P. Polonsky and other his renowned contemporaries. He created various types of a Russian person in his writings, such as: an old believer, a hunter, an artist, a God’s fool etc. The story “Brothers” depicts an old believer who tries to break with his ambience. Opochinin’s narration reveals common tropes with Dostoevsky’s novel “The Brothers Karamozov”: rivalry between brothers, a revolt against relatives because of a woman, a spiritual crisis of the characters. After his protest the character of Opochinin’s story Mikhail Vyzhigin comes back to his community and becomes a hardcore old believer. Comparative — typological and structure methods make it possible to discover the peculiarity of the literary type conceived by Opochinin. The same as Dmitry Karamazov and Mikola the dyer in the “Crime and Punishment” Opochinin’s hero wants to wash away his guilt by suffers, he looks for spiritual light, but unlike Dostoevsky’s characters, he chooses an unblessed way, deprived of joy, he is driven by fear of God and not by love. Eschatological visions of the character become an instrument of revealing of the character’s inner world. Moreover, the writer uses a characterological and narrative antinome. Mikhail Vyzhigin wants to obtain the Truth turns to be deceived by his acquaintances.


Вернуться назад