ИНТЕЛРОС > выпуск 15, т. 4, 2017 > РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В «СЕГОДНЯШНЕМ ЛУБКЕ» И «ОКНАХ РОСТА И ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТА» В. В. МАЯКОВСКОГО

Наталья Михаленко
РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В «СЕГОДНЯШНЕМ ЛУБКЕ» И «ОКНАХ РОСТА И ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТА» В. В. МАЯКОВСКОГО


10 декабря 2017
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела Новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья,
Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук,
(Москва, Российская Федерация),
tinril@list.ru

Аннотация: 

Созданные с агитационной целью плакаты «Сегодняшнего лубка» и «Окна РОСТА и Главполитпросвета» представляют собой вербально-визуальное единство. Многие художественные принципы, выработанные в военных плакатах В. В. Маяковским, К. С. Малевичем, Д. Д. Бурлюком, В. Н. Чекрыгиным, И. И. Машковым, А. В. Лентуловым, были развиты в работе над плакатами периода гражданского строительства Советской республики 1919‑1922 гг. В. В. Маяковским, И. А. Малютиным, А. М. Лавинским, А. С. Левиным, О. М. Брик и др. Одной из характерных черт и тех и других плакатов было использование библейской и иконописной символики. Если в военном лубке эти черты фрагментарны (колористическое противопоставление врагов и героев, иконописная трехцветная гамма для изображения русских, контраст по динамике противоборствующих сторон, отдельные иконописные элементы), то «Окна РОСТА» наполнены библейскими оборотами (например, «свет истины», «солнце правды» и др.), имитируют торжественный слог псалмов, повторяют цветовые и композиционные иконописные приемы. Тем самым Маяковский подчеркивал значимость труда рабочих и крестьян, возводил дело мирного строительства к обретению земли обетованной.

 

 

Natalya V. Mikhalenko
A. M. Gorky Institute of World Literature
of the Russian Academy of Sсiences
(Moscow, Russian Federation)
tinril@list.ru

RELIGIOUS MOTIFS IN “SEGODNYASHNIY LUBOK”
AND “OKNA ROSTA AND GLAVPOLITPROSVET” OF V. V. MAYAKOVSKY

Abstract. The propaganda posters in “Segodnyashniy lubok” and “Windows of satire of the Russian Telegraph Agency (Okna ROSTA) and Glavpolitprosvet” series are similar both in visual and verbal sense. Many artistic principles, first invented for the World War I posters by V. V. Mayakovsky, K. S. Malevich, D. D. Burlyuk, V. N. Chekrygin, I. I. Mashkov, and A. V. Lentulov were developed further in the posters of the Civil War and early Soviet Republic period (1919 to 1922) by V. V. Mayakovsky, I. A. Malyutin, A. M. Lavinsky, A. S. Levin, O. M. Brik, and others. One of the features characteristic for both was the use of symbols derived from the Bible and Russian icons. And while its presence was moderate in the war-time posters (showing the contrast between the enemy and the Soviet heroes by means of color and dynamics, usage of the three-color set characteristic for Russian icons, some more elements of an icon), it is much more pronounced in “Windows of satire of the Russian Telegraph Agency (Okna ROSTA) and Glavpolitprosvet”.


Вернуться назад