ИНТЕЛРОС > выпуск 15, т. 4, 2017 > ПАСХАЛЬНАЯ ТЕМА В ПОЭЗИИ САШИ ЧЕРНОГО

Марина Жиркова
ПАСХАЛЬНАЯ ТЕМА В ПОЭЗИИ САШИ ЧЕРНОГО


10 декабря 2017
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и русского языка,
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,
(Санкт-Петербург, Российская Федерация),
manp@mail.ru

Аннотация: 

В данной статье рассматриваются особенности развития пасхальной темы в поэзии Саши Черного. В ранний период его творчества (1904—1918) она представлена в сатирическом ключе: поэт отмечает утрату сакрального значения празднования Пасхи (стихотворения «Пасхальный перезвон», «Праздник» («Генерал от водки...»), «Праздник» («Гиацинты ярки, гиацинты пряны...»), «Легенда»). Во время эмиграции (1920—1932) на первый план в творчестве Саши Черного выходит проза, появляется жанр пасхального рассказа. Пасхальная тема продолжает развиваться в поэзии, тональность которой сочетает в себе радость и грусть («Пасха в Гатчине», «Маленькому другу»). Грусть вызвана тоской по родине. Боль разлуки автору и его лирическим героям помогают преодолеть воспоминания о прошлом и маленькие друзья — дети. Светлую радость несет сам праздник, он приносит утешение и душевное преображение, надежду на возможность чуда, главное из которых — возвращение на родину.

 

 

Marina А. Zhirkova
Leningrad State University named after A. S. Pushkin
(Saint Petersburg, Russian Federation)
manp@mail.ru

THE EASTER THEME IN THE POETRY OF SASHA CHORNY

Abstract. This article analyses the peculiarities of evolution of the Easter theme in the poems of Sasha Chorny. In his early period of the creative work (1904–1918) the poetry take a satirical form: the poet points out the loss of the sacred significance of the celebration of Easter (the poem “Easter Сhimes”, “Holiday” (“General of Vodka…”), “Prazdnik” (“Bright Hyacinths, Hyacinths Spicy…”), “Legend”). During the period of emigration (1920–1932) of Sasha Chorny focuses on the prose, the genre of the Easter story appears. The Easter theme continues to develop in the poetry, whose keynote implicates joy and sadness (“Easter in Gatchina”, “To Little Friend”). The sadness is caused by homesickness. Recollections about the past and children, his little friends, help the author and his lyrical heroes overcome the pain of separation. The holiday brings a serene joy, comfort and spiritual transformation, hope for a miracle, the most important of which is return of the Motherland.


Вернуться назад