ИНТЕЛРОС > выпуск 15, том 2, 2017 > К ПРОБЛЕМЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО СМЫСЛА НОВЕЛЛЫ-ПРИТЧИ И. А. ГОНЧАРОВА «УХА»

Владимир Мельник
К ПРОБЛЕМЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО СМЫСЛА НОВЕЛЛЫ-ПРИТЧИ И. А. ГОНЧАРОВА «УХА»


04 ноября 2017
доктор филологических наук, профессор кафедры общей и славянской филологии,
Московский государственный университет дизайна и технологий,
(Москва, Российская Федерация),
melnikvi1985@mail.ru

 

В статье рассматривается притча-новелла И. А. Гончарова «Уха», написанная предположительно в июле-августе 1891 года. Предпринимается попытка внести коррективы в господствующее мнение о том, что итоговое в писательской биографии Гончарова произведение является лишь местным симбирским анекдотом о мужьях-рогоносцах и удалом пономаре. Новелла в значительной мере представляет собой литературную мистификацию, в которой за внешним событийным рядом может быть скрыта евангельская притча о противопоставлении «мудрых и разумных», с одной стороны, и глубоко верующих «простецов», «младенцев» — с другой. Судя по рассыпанным в повести намекам и реминисценциям, под бытовым сюжетом о рыбалке на Волге Гончаров прозревает возможную картину апостольского служения, где пономарь выступает в роли неученого апостола-рыбака, «ловца человеков», что совершенно меняет смысл произведения и его названия. Произведение обнаруживает духовное тяготение позднего Гончарова к людям простой, но глубокой веры. В «Ухе» сквозят автобиографические мотивы непонимания человека окружающими людьми, автор отстаивает неприкосновенность тайны души человека и уповает не на человеческое мнение, но на беспристрастный Суд Божий. В русской литературе Гончаров был главным защитником человеческой личности и тайны человеческой души, подотчетной только Богу.

 

 

Vladimir I. Mel’nik
Moscow State University of Design and Technology
(Moscow, Russian Federation)
melnikvi1985@mail.ru

MORE ON THE EVANGELICAL SENSE
OF THE PARABLE “FISH SOUP” BY I. A. GONCHAROV

The article deals with the parable-short story of I. A. Goncharov “Fish Soup” (“Uha”), written presumably in July-August of 1891. It is aimed at altering the predominating opinion about the writer’s final literary work as a local Simbirsk joke about cuckold husbands and a quick-witted psalm reader. The short story is considerably a literary hoax, that behind the events nay conceal the gospel parable about the confrontation between the “wise and prudent” on the one hand, and passionate believers, “the innocent”, “babies” on the other hand. According to the allusions and reminiscences the short story contains by a trivial story-line about fishing on the Volga the author means a probable scene of the apostleship, where the sexton plays the role of an illiterate Apostlefisherman, a “Men Fisherman”. This fact completely changes the meaning of the literary work and of its title. The short story reveals the spiritual interest of late Goncharov to people of simple but deep faith. The “Fish Soup” is imbued by autobiographical motifs of incomprehension of a person by other people. The author defends untouchability of a person’s soul secrete and relies not on human opinion, but on unbiased and merciful justice of Heaven. In Russian literature, Goncharov was the main defender of a human person responsible only to God.


Вернуться назад