ИНТЕЛРОС > ку№4, 2021 > Страх и детская виктимность в атеистическом дискурсе хрущевского периода

Галина Егорова
Страх и детская виктимность в атеистическом дискурсе хрущевского периода


29 декабря 2021

Цель исследования состоит в том, чтобы показать возможности интерпретации антирелигиозной пропаганды периода оттепели как эмоционального нарратива. Автор предлагает взглянуть на использование виктимизированного образа верующих детей для формирования осуждающей общественной реакции в период антирелигиозной кампании Н. С. Хрущева. Борьба с религиозностью населения преимущественно сводилась к стратегии дискредитации верующих, противопоставлению их социальным нормам и образу идеального советского человека – строителя коммунизма. Образы детей-мучеников являются архетипичными для русской культуры, к ним неоднократно обращались в ХХ в. в сюжетах о пионерах-героях, а также в средствах визуальной пропаганды периода Великой Отечественной войны. Ключевой составляющей образа верующих детей по версии атеистической пропаганды стало чувство страха, которое возникало в результате особенностей религиозного воспитания, основанного на устрашении и запугивании. В статье на основе широкого круга источников – от идеологизированных пособий о вреде религии для детей до материалов визуальной пропаганды – анализируются основные составляющие образа верующих детей и молодежи. Изучение материалов социологических опросов, писем в прессу и общественных акций, направленных на «спасение» детей из религиозных семей, показывает высокую степень эффективности сформированных в рамках этой кампании стереотипов. Приписывание верующим табуированных эмоций позволит глубже изучить «эмоциональный диапазон» советской пропаганды, а также отследить механизм формирования эмоциональной составляющей образа Другого. Территориальные границы исследования представлены Центральной Россией – регионом, которому оказывалось повышенное внимание в СМИ в силу значительной сохранности архитектурных памятников, связанных в массовом сознании с традиционной русской религиозностью.


Вернуться назад