ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > The Red Machine: The Dehumanization of the Communist Enemy in American Cold War Cinema

Oleg Riabov
The Red Machine: The Dehumanization of the Communist Enemy in American Cold War Cinema


22 июля 2020

Исследуется проблема конструирования образа советского врага кинематографом США периода холодной войны. Предметом анализа становятся способы дегуманизации коммунизма, внешнего и внутреннего, с использованием его сравнения с машиной. В основе методологии лежит концепция Ника Хэслема, согласно которой дегуманизация аутгруппы как полное или частичное отрицание человечности осуществляется в двух формах: анималистской при помощи сравнения людей с животными и механицистской за счет их уподобления неодушевленным механизмам. Источниками исследования являются американские фильмы «долгих пятидесятых», в которых Голливуд разрабатывал три сюжета: роботоподобное существование индивидов в тоталитарном обществе; превращение коммунистами американцев в зомби при помощи советской науки; похищение тел американцев инопланетным разумом как аллегория захвата США коммунизмом. Дегуманизация осуществлялась через прямую маркировку представителей коммунистического мира как роботов или сравнение их с машиной, а также путем атрибутирования им отсутствия эмоций, воли, индивидуальности, инициативы, теплоты в человеческих отношениях, любви, дружбы, творческих способностей. Такое изображение врага влекло за собой отношение к нему как к неодушевленной вещи, исключение его из моральной системы, отсутствие эмпатии, в том числе в случае его уничтожения. Использование механистической дегуманизации позволяло реализовались функции, которые был призван выполнять образ врага. Происходит эссенциализация отличий «своих» от «чужих»: символическая граница между ними представлена как граница между живым и неживым. Создается образ смертельной опасности: «красная машина» сильна, ее невозможно разжалобить, поэтому допустимо ее уничтожать. Оппоненты власти представлены как внутренние враги, стремящиеся превратить американцев в исполнителей чужой воли и лишить их человечности. Но «машина» лишена творческих способностей, она уступает свободному человеческому духу, воплощением которого является Америка, поэтому ее возможно победить.


Вернуться назад