ИНТЕЛРОС > №5, 2020 > Аксиология и символика мотивной системы в новгородских былинах

Арсений Миронов
Аксиология и символика мотивной системы в новгородских былинах


17 января 2021

Арсений Миронов
кандидат филологических наук, ректор,
Московский государственный институт культуры.
141406, Россия, Московская область,
Химки, ул. Библиотечная, 7.
arsenymir@yandex.ru

Представлен аксиологический анализ новгородских былин о Садко и Василии Буслаеве, на основании которого эпические мотивы трактуются автором как смысловое единство, выявляющее мотивировки героя, его поступка и последствия этого поступка. Границы мотива в составе сюжета определяются первичным состоянием ценностного центра героя и его результирующим (как правило, измененным) состоянием. Элементы эпического мотива рассматриваются в динамике оценок самого персонажа, эпического певца и слушателя. Результатом является разработка принципа ценностной классификации былинных мотивов. Мотивы русского эпоса также различаются в статье по критерию вовлеченности в параллельные конструкции с другими мотивами того же типа, по наличию противопоставления мотиву-антиподу. Выявляется функция мотива в былинном сюжете, которую, по мнению автора, певец мог без труда удерживать в памяти, потому что она связана с простой каузальной логикой и отталкивается от мотивировки героя, его конкретного духовного состояния («превозношение», блуд, алчность и др.). Ориентируясь на традиционную аудиторию, певец мог нанизывать, сочетать и контаминировать мотивы, порождая уникальный вариант песни для решения конкретной духовно-терапевтической задачи коммуникации. Автор приходит к выводу, что микротемы, которые сторонники структурно-семантического подхода называют эпическими мотивами, обладают своей семантикой, но этого значения недостаточно, чтобы певец осознал и запомнил функциональный эффект мотива, то есть корректирующее воздействие, производимое на слушателя.


Вернуться назад