ИНТЕЛРОС > №5, 2020 > Во имя социалистического содружества: культурная дипломатия Восточного блока

Оксана Нагорная
Во имя социалистического содружества: культурная дипломатия Восточного блока


17 января 2021

Оксана Нагорная
доктор исторических наук, профессор,
Ярославский государственный педагогической
университет имени К. Д. Ушинского.
150000, Россия,
Ярославль, ул. Республиканская, 108/1
nagornaja.oxana@mail.ru

На основании анализа современной историографии холодной войны выявляются актуальные тенденции развития существующих тематических полей, а также перспективные направления изучения глобального феномена. В новейших условиях назрела необходимость пересмотра дихотомической модели «советизация vs американизация» в пользу дифференцированного подхода к изучению внешнеполитических репрезентаций социализма, институтов и акторов культурной дипломатии Восточного блока. На примерах имиджевых проектов социалистической интеграции и пространств внутри- и межблоковой коммуникации автор демонстрирует специфику форм и механизмов трансляции образа социалистического лагеря на зарубежную общественность, конфликтные поля сотрудничества, самостоятельные инициативы стран народной демократии в сфере культурной дипломатии. Сделан вывод о том, что после окончания Второй мировой войны пропаганда Советского Союза встраивалась в более масштабную конструкцию презентации мировой системы социализма, в которой государства Восточной Европы приобретали для СССР статус неосвоенных символических пространств и имиджевых ресурсов. Самостоятельные шаги стран социалистического лагеря по саморепрезентации на международной арене свидетельствуют о культурном плюрализме внутри Восточного блока. Эффективности символических посланий способствовали и географическая близость к границам блоков, и большая интегрированность в контексты западной культуры, и более развитые информационные ресурсы. Авторский анализ предваряет обзор материалов тематического раздела журнала о культурной дипломатии социализма. Представленные в блоке статьи, посвященные событийным проектам социалистического лагеря, наглядно иллюстрируют тезис о том, что возникшие в период холодной войны инструменты саморепрезентации Восточного блока, а также сложившиеся под их влиянием гибридные идентичности пережили крах биполярного порядка и являются определяющими для современных культурных пространств.


Вернуться назад