ИНТЕЛРОС > №5, 2020 > Zu gast im Sozialismus: Skandinavische Touristen als Adressaten deutsch-sowjetischer Public Diplomacy

Jan-Hinnerk Antons
Zu gast im Sozialismus: Skandinavische Touristen als Adressaten deutsch-sowjetischer Public Diplomacy


17 января 2021

Jan-Hinnerk Antons
PhD, старший преподаватель,
Университет Гельмута Шмидта.
22043, Германия, Гамбург,
Holstenhofweg, 85
antonsj@hsu-hh.de

 

Анализируется сотрудничество Германской Демократической Республики и Советского Союза в целях оказания идеологического влияния на скандинавских туристов в рамках Недели Балтийского моря. Автор обращается к термину «публичная дипломатия» и анализирует его специфику при изучении социализма в странах Восточной Европы. Исследуются методы социалистической публичной дипломатии, а также реакция ее целевых аудиторий, включая некоторые аспекты «своемыслия» (Eigensinn), которые были характерны для западных гостей «Недели». Источниковую базу составили документы датского рабочего движения, а также органов Министерства государственной безопасности ГДР. Отмечая, что иностранный туризм в условиях «реального социализма», как правило, был нацелен на реализацию не только политических, но и экономических интересов, автор доказывает, что в случае Недели Балтийского моря ГДР разрабатывала для иностранных туристов специальную программу пребывания, носившую идеологизированный характер. В центре исследовательского интереса находится реакция скандинавских гостей на подобный вид туризма. Автор доказывает, что некоторые туристы из скандинавских стран после возвращения на родину действительно транслировали идеологические послания организаторов мероприятия, другие не останавливались перед критикой того, что видели, третьи оставались равнодушными к политической пропаганде. Документы показывают, что посещавшие социалистические страны левые общественные деятели Запада не воспринимали пропаганду коммунистических партий государств Восточной Европы. Несмотря на отсутствие явно ощутимых политических последствий, Неделя Балтийского моря имела серьезный культурный эффект.


Вернуться назад