ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > Педагогическая жизнь русской эмиграции в Лондоне: от надежды – к разочарованию

Вера Киржаева, Олег Осовский
Педагогическая жизнь русской эмиграции в Лондоне: от надежды – к разочарованию


16 сентября 2020

Статья посвящена малоизвестным эпизодам педагогической жизни русской эмиграции в Англии. Относительно небольшое количество русских беженцев, отсутствие правовой базы и финансовые трудности не позволили русской диаспоре построить систему национального образования, аналогичную той, которая была создана русской эмиграцией в Чехословакии, Франции или Югославии. Воспитание и образование детей и юношества становились социальной и культурно-просветительской задачей, на решение которой были направлены силы научной и педагогической общественности «русского Лондона». Ее педагогическая жизнь рассмотрена сквозь призму судьбы педагога-эмигранта Н. А. Ганца, чья биография и научное творчество лишь в последние годы стали объектом внимания отечественной эмигрантики как редкий пример последовательной интеграции русского ученого в иноязычную научно-образовательную среду. При его участии создается Русский народный университет, организуются летние детские лагеря. Формирование Группы русских учителей в Лондоне позволило русской педагогической общественности включиться в общий процесс строительства школы российского зарубежья, а Н. А. Ганцу – стать одной из наиболее заметных фигур ее общественно-педагогической жизни. Это проявилось в его участии в работе съездов и конференций эмигрантских педагогических организаций, публикации статей в эмигрантской периодике о русской и зарубежной школе, о новых методах обучения. Вводятся в научный оборот архивные документы, используются материалы эмигрантской и английской периодики 1920-х гг. Приводимые фрагменты из анкет русских учителей дают наглядное представление о бытовой стороне их жизни в Лондоне. Педагогическая жизнь русского Лондона предстает как история человеческих судеб, что добавляет новые детали в историю русской эмиграции ХХ в.


Вернуться назад