ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > Воспоминание о будущем в итальянском тексте Андрея Белобородова

Мария Васильева
Воспоминание о будущем в итальянском тексте Андрея Белобородова


16 сентября 2020

Исследуется творчество архитектора, графика и мемуариста Андрея Яковлевича Белобородова (1886–1965). За рубежом как выдающийся представитель русской эмиграции он давно причислен к именам первого ряда. Большую известность Белобородов снискал в Италии, где поселился с 1934 г. и смог в полной мере раскрыть свой дар архитектора и графика. На родине художника, автора знаковых архитектурных и издательских проектов начала XX в., его имя забыто. Прослеживается биографическая канва творчества художника, дореволюционный период становления, описанный впоследствии Белобородовым в «Воспоминаниях». Отмечается место архитектора-палладианца в зодческой традиции начала ХХ в., возрождавшей в Петербурге итальянский большой классицизм. Творчество Белобородова исследуется комплексно – его мемуарное наследие интерпретируется как часть единого дискурса архитектора-ретроспективиста, а его выдающийся многолетний графический цикл «Великий остров» (Grande Isola, 1939–1953) – как часть общей мнемонической традиции русского зарубежья, особенно ярко проявившейся в литературе первой волны русской эмиграции. Особое внимание уделяется образу города как модели мира в графике художника. Философия города и фантазийные урбанистические циклы Белобородова рассматриваются как часть эмигрантского «постпетербургского» текста. Вместе с тем его островная символика и метафорические архитектурные образы в цикле «Великий остров» сопоставляются с «архитектурным» кодом новейших проектов русского зарубежья межвоенных лет (журналы «Числа», «Новый град»). Для статьи характерны исторический, герменевтический и компаративистский методы исследования. Цель работы – актуализировать творческое наследие А. Я. Белобородова. Основные результаты исследования предлагают многомерную рецепцию творчества выдающегося архитектора и самобытного мемуариста, помогают рассматривать его урбанистическую метафизику как глубинное переплетение итальянской и русской зодческих традиций и вместе с тем как ярчайшую иллюстрацию злободневного общественно-политического и культурного диалога 1930-х гг. вокруг места зарубежной России в мире.


Вернуться назад