ИНТЕЛРОС > №6, 2013 > Приватизация по-новому

Сергей Гаврилов
Приватизация по-новому


30 августа 2013

Сергей Анатольевич Гаврилов – депутат Государственной Думы, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, член фракции КПРФ

На сегодняшний день правительством Российской Федерации перед органами власти поставлена задача по эффективному управлению государственной собственностью и повышению доходов государства от ее использования. В связи с этим большую роль играет совершенствование механизмов отчуждения федерального имущества, направленных на привлечение по-настоящему эффективных собственников. Именно к такой схеме должен сводиться процесс предлагаемой новой приватизации. Здесь необходим взвешенный подход. Нельзя забывать о том, что частный капитал далеко не всегда является залогом успеха, а менеджмент, управляющий активами госкомпаний, как видно из ряда наглядных примеров, способен эффективно распоряжаться собственностью. Нет гарантий того, что смена собственников поднимет эффективность работы того или иного предприятия и приведет к модернизации. Крайне высоки риски скупки госактивов в спекулятивных целях.

Первая волна раздела государственной собственности в 90-е годы до сих пор остается незаживающей раной для российского общества. Именно поэтому наш комитет высказывает опасения, связанные с возможным повторением той истории снова. Действовавшая в нашей стране с начала 90-х годов модель экономического развития, основанная во многом на экспорте энергоресурсов, на сегодняшний день себя практически исчерпала. В настоящее время в рамках существующей структуры экономики уровень использования производственных мощностей фактически вышел на свой докризисный максимум. Общий уровень занятости населения превысил пиковое значение, достигнутое в августе 2008 года, и составил 72,1 миллиона человек.

Безусловно, настало время перехода от экспортно-сырьевой экономической модели к инновационному социально ориентированному типу развития, то есть к новой индустриализации экономики, масштабным инвестициям, в том числе с активным применением механизмов государственно-частного партнерства. К 2020 году Российская Федерация должна стать инвестиционно привлекательной и экономически эффективной страной. Иначе говоря, необходим переход к новой модели экономического роста и к новой социальной политике.

В связи с этим правительство, опираясь на мировой опыт, утверждает, что важной составной частью системных институциональных реформ является приватизация структурообразующих государственных активов – предприятий и банков. В результате такой приватизации возникают новые институты технологичес­кого развития и центры экономического роста, повышается эффективность работы государственных компаний, усиливается конкуренция на рынках, создаются благоприятные условия для привлечения инвестиций, новых технологий, профессиональных кадров. Появляется возможность использовать передовые, в том числе зарубежные, управленческие технологии, способствующие повышению конкурентоспособности российских предприятий и банков на глобальных рынках.

Однако многие эксперты не считают эту приватизационную реформу продуктивной и не рассматривают сокращение долей собственности государства в главных нефтедобывающих, транспортных, сельскохозяйственных отраслях как явление положительное.

Сможет ли государство убедить не только мировое сообщество в инвестиционной привлекательности российской экономики, а потенциальных инвесторов – в предсказуемости и открытости российских компаний, но и прежде всего гражданское общество в том, что предстоящая приватизация ряда крупных компаний страны, составляющих ее национальное достояние, не повторит печальный опыт предыдущей приватизации и сможет обеспечить качественное улучшение структуры экономики?

Вместе с тем сомнительным является тот факт, что государство сможет проконтролировать аппетиты новых собственников в таких отраслях, как авиационная промышленность и авиаперевозки, энергетика, флот и пр., что, несомненно, может довести до социального потрясения.

Нужен новый подход к управлению госсобственностью

Сегодня в руках государства сосредоточена масса объектов производственного, социально-культурного, промышленного назначения, которые нуждаются в эффективном системном управлении с его стороны. И на наш взгляд, именно государство должно научиться грамотно и системно управлять этими активами с пользой для общества, а не отказываться от участия в этом процессе в интересах частных собственников.

Если же говорить о передаче госактивов в частные руки, то она должна в первую очередь учитывать национальный интерес, именно это должно являться приоритетом государственной политики в области управления собственностью. Следовательно, для начала процесса приватизации необходимо подготовить почву, то есть сформировать систему защиты национальных интересов путем введения специальных институтов контроля, в том числе на законодательном уровне. Поэтому актуальной является позиция председателя правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева по поводу укрепления национальной юрисдикции с целью установления равенства участников в настоящих условиях, когда внешний инвестор оказывается в более привилегированном положении, чем внутренний.

Приватизация должна быть понятной, честной и справедливой, основанной на открытой конкурентной продаже государственных активов. При этом очень важным критерием является правильный по времени выход на приватизацию. Выбор времени, в которое следует разворачивать приватизацию, необходимо увязывать с типом экономики и с существующим в стране инвестиционным климатом. Поспешная, непродуманная и непрозрачная приватизация неизбежно приведет к нарастанию социальной напряженности в обществе.

Чтобы этого избежать, правительству надлежит обеспечить проведение системной и последовательной политики приватизации, которая должна быть экономически обоснованна, информационно открыта, а главное – понятна для потенциальных инвесторов и российского общества. Необходимо выработать четкие критерии, на основе которых будут приниматься решения о целесообразности или нецелесообразности приватизации государственных активов, в том числе компаний энергетического сектора.

Основной целью приватизации, особенно крупных предприятий, является привлечение инвестиций для развития, расширения производства, технического перевооружения, а в ряде случаев приватизация будет позитивной альтернативой банкротству.

Экономически обоснованной является приватизация в первую очередь убыточных или малоприбыльных, обремененных долгами активов, и ее необходимо проводить с целью недопущения банкротства и ради модернизации производства. Целесообразно приватизировать подобные предприятия с использованием таких механизмов, которые позволят полученные от их продажи денежные средства использовать на техническое перевооружение этих предприятий, привлечение на них грамотных кадров и внедрение современных управленческих технологий.


Вернуться назад