Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Религиоведческие исследования » №3/4, 2010

Трубникова Н.Н.
Поиски единственного обряда и вопрос о выборе веры в японском буддизме XIII века

В конце XII в. и в XIII в. в японском буддизме сразу несколько мыслителей выдвигают учения, где делается упор на какой-то один способ подвижничества. Таковы «памятование о будде» нэмбуцу, для Хо:нэн и Синран, «сидячее созерцание», дзадзэн, для До:гэн, возглашение заглавия «Лотосовой сутры», даймоку, для Нитирэн. Каждый из этих видов обрядовой деятельности мыслится как единственный, исключительный. В связи с ним ставится и вопрос о выборе веры. Принадлежать к какому-то движению означает теперь — следовать только ему, отказавшись от других учений и обрядов. При этом все перечисленные обряды, как и основы учения о них, были еще прежде разработаны в школе Тэндай. В ней же начинали свой монашеский путь названные мыслители. Все они критиковали современную им школу Тэндай и одним из главных ее недостатков называли равнодушие к подвижничеству. В самой школе Тэндай в XII-XIII вв. шла запись устных наставлений, сосредоточенных вокруг «исконной просветленности», хонгаку. На первый взгляд, из того, что любое живое существо уже исконно просветлено, действительно следует ненужность каких-либо подвижнических усилий. Однако в традиции «исконной просветленности» школы Тэндай в первой пол. XIII в. было выстроено свое учение об обрядах, в том числе и о единственном обряде, могущем заменить собою все прочие. Текст под заглавием «Созерцание истинной сущности», «Синнёкан», описывает такой обряд и содержит ответ критикам учения Тэндай — сторонникам нэмбуцу и дзэн.

Архив журнала
№3/4, 2010№1/2 2009
Поддержите нас
Журналы клуба