ИНТЕЛРОС > №3/4, 2010 > ТЕМА НОМЕРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

Мортон Смит
ТЕМА НОМЕРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ


14 марта 2013

Историческая мысль в религиоведении (study of religion) часто обращалась к двум вопросам, которые история не в состоянии решить: к вопросам о происхождении и сущности религии. Единственное, что история в состоянии сказать нам о происхождении религии - то, что она возникла в доисторические времена. Я также должен согласиться, что определение сущности религии -вопрос исторический. Ничто так сильно не вгоняет в скуку, как философ, придумавший собственное определение слова «религия» и перебирающий историю на предмет «настоящей религии», которая подходит под определение, и «лжеименной религии», которая не подходит, или еще хуже: философ, пытающийся подогнать все религии под свою модель. В отличие от подобной философской практики, нормальная филологическая - а значит, и историческая - процедура определения значения слова состоит в том, чтобы узнать, что слово обозначало ранее, а затем описать область его значений и их распространенность. Этот метод постоянно используется, например, при определении значений слов в доселе неизвестных или недостаточно изученных языках. Ученый собирает все тексты, в которых употребляется слово, затем ищет значение или группу значений, которое имело бы смысл во всех случаях. Итак, я согласен, что с теоретической точки зрения определение значения английского слова «религия» является историческим вопросом


Вернуться назад