ИНТЕЛРОС > №8, 2015 > Собрание Георгия Костаки и проблемы сохранения наследия «первой» и «второй» волн русского художественного авангарда

Алек Д. Эпштейн
Собрание Георгия Костаки и проблемы сохранения наследия «первой» и «второй» волн русского художественного авангарда


09 февраля 2016

12 ноября 2014 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка работ из собрания Георгия Костаки, которая долго готовилась и заслуженно привлекла к себе немалое внимание. В массовом сознании имя Георгия Костаки (1913–1990) неразрывно связано с историей русского авангарда 1910-х – 1930-х годов. Малевич, Кандинский, Матюшин, Попова, Филонов, Шагал – это лишь несколько из наиболее ярких имен, в реальности же коллекция Костаки, собранная в 1940-е – 1970-е годы, содержала произведения десятков художников, многие из которых иначе были бы забыты. Г.Д. Костаки положил жизнь на то, чтобы сохранить для России имена ее неординарных гениев, вытесненных из пантеона признанных художников еще в сталинские годы – и включенных в него лишь в годы перестройки, в конце 1980-х годов. Почти все эти произведения, впрочем, Третьяковская галерея уже выставляла в 1997 году, причем та экспозиция так и называлась – ―Русский авангард из коллекции Костаки‖. Искусствовед Александра Шатских писала тогда: ―Третьяковская галерея показала, наконец, выставку, которую долго ждали: в обширных залах на Крымском валу разместили произведения из коллекции Георгия Дионисовича Костаки, поступившие в музей ровно двадцать лет назад. Все эти двадцать лет лишь малая часть вещей была доступна отечественному зрителю, остальные работы проводили время либо в запасниках, либо в заграничных вояжах. Однако и на той выставке зрителю была доступна малая часть поступившего в Третьяковку собрания: коллекция авангарда, подаренная Г.Д. Костаки, насчитывала 142 произведения живописи и 692 листа графики, выставлено же было двести работ.


Вернуться назад