ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > ДИКТАТУРА ДУХА: РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» В КРИТИКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Казакова Н.Ю.
ДИКТАТУРА ДУХА: РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» В КРИТИКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


30 сентября 2020

В статье впервые рассматривается критика романа Ф.М. Достоевского «Бесы» представителями Серебряного века, прежде всего литераторами. При жизни писателя в критических статьях преобладал публицистический пафос. Однако Серебряный век воспринял этот роман по-новому, предложил новые коннотации и изменил ракурс восприятия «Бесов». Для критиков этого периода роман – прежде всего религиозно-философское произведение. Автор рассматривает и анализирует ряд статей, в которых наиболее ярко интерпретируются основные идеи произведения: мифологемы в основе главных образов романа (Ставрогин, Мария Лебядкина), трагедия в основе определения жанра, символический характер всего повествования как будущего апокалипсиса. По мнению критиков, именно творчество Достоевского открывает возможности для утверждения той или иной концепции существования личности в новых реалиях начала ХХ в. В роман «Бесы» критики «вчитывают» свои представления о настоящем и будущем российской интеллигенции. Определяя роман «Бесы» как роман-трагедию в античном смысле, Вячеслав Иванов увлекается умозрительными выводами в соответствии с концепцией символизма. Он не видит катастрофы настоящего времени, на которую указывает Сергей Булгаков. Главная трагедия, как считает Сергей Булгаков, – это потеря истинной веры в среде интеллигенции, которая и приведет к катастрофе, к будущей революции. Дмитрий Мережковский также обращает внимание на этот момент в романе, считая, что религиозный характер русской революции глубоко показан в «Бесах». Таким образом, представители Серебряного века, опираясь на романы Достоевского, пытались найти ответы на вопросы, волновавшие их самих.


Вернуться назад