ИНТЕЛРОС > №9, 2008 > Голову в духовку

Голову в духовку


13 мая 2008

Я посоветовал бы им наслаждаться театром или танцами, устрицами и шампанским, гонками, коктейлями, джазом, ночными клубами, если им не дано наслаждаться чем-нибудь получше. Пусть наслаждаются многоженством и кражей, любыми гнусностями — чем угодно, только не собой. Люди способны к радости до тех пор, пока они воспринимают что-нибудь, кроме себя, и удивляются, и благодарят.
Честертон

Поговорим о духовности.

Всем известно, что такое духовность в старом, уходящем значении этого жаркого слова. Духовность, какой представлялась она бородатым патриотическим литераторам и заслуженным народным художникам, когда они гвоздили ее именем своих легкомысленных оппонентов. Помянем еще раз ее старомодные, принадлежащие былому черты: ангелов, поражающих огненными мечами Статую Свободы, пока из падающих небоскребов во все стороны прыгают бесы; Пересвета и Коловрата с атомной бомбой, грозно наступающих на щуплого еврея в кожаной куртке, за спиной у которого виден бордель и коммерческий банк; верного слугу государева Малюту Скуратова, чей коленопреклоненный доклад слушает Сталин (в углу его тайного кремлевского кабинета лампадка перед образами и портрет Николая Второго). А еще отроки, видения, старцы, казаки, березы, спецназовцы, витязи, опричники, кресты и слезы, думы о вечной России.

Все это прочно забыто. Слезы высохли, богатыри проиграли, опричников переманили бесы, евреи и банки. Байеры, шоперы, мерчендайзеры и релукеры, которыми сделались прежние отроки, как будто бы равнодушны к видениям: старцы, даже если бы и пожелали явиться к ним, все равно не смогли бы ни как следует вштырить их, ни расколбасить. Те, радевшие о вечной России литераторы и художники, пожалуй, сказали бы, что байеры и релукеры — это, дескать, и есть победившая бездуховность, и ошиблись бы. Ныне здравствующий обыватель, с виду лакированно-материальный, офисно-развлекательный и торгово-деловой, как раз до краев полон духовности. Он раздувается от переизбытка морали, погружен в нравственные искания и гордится своей философией куда больше, чем сумкой, трусами или пиджаком. Заговорите о жизни с хорошеньким шопером, задумчивым и румяным.

— Кристина (Илона, Регина), — спросите вы, — в чем смысл жизни? Знаешь ли ты, как устроен мир вокруг нас, и как надо жить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно и пр.?

И в ответ вам последует целая проповедь, где не будет ни слова о блузках и туфлях, а все только о вечном, высоком, возвышенном и неземном.

У жизнестроительной программы, которую исповедуют все без исключения активные, бодрые и позитивные личности, есть три источника, три составные части: древняя мудрость Востока, американский протестантизм, психологические брошюрки. Взятые в нужной пропорции, перемешанные, мелко нарубленные и незаметно отделенные от излишних сложностей философские истины поданы на дизайнерский евростол — хочешь, накладывай, хочешь, любуйся. От каждого из первоисточников оставлено ровно то, что идеально подойдет мерчендайзеру, то, что вызовет у активной личности цепочку спонтанных (непременно спонтанных, личности это любят!) эмоций: сперва будет ощущение тайны, прикосновения к чему-то глубокому и очень важному, затем счастливый эффект узнавания, легкого и гармоничного (принципиальный для релукера термин — гармония!) осознания всего того, что он и так знал, но не мог, не умел так изящно и коротко сформулировать, как бразильский писатель, американский психолог, индийский учитель. Наконец, в финале знакомства с духовностью, личность встряхнется, потянется, отложит книжку и пойдет самосовершенствоваться и развиваться, убежденно повторяя, как заклинание, все прочитанное. У байеров это называется «личностный рост». От чего же они так сильно выросли, что же они прочитали, счастливцы? А вот что.

Первым делом в ход идет мудрость Востока. Включаю. Весь мир находится внутри человека, человек — это космос и мироздание, бесконечная и непостижимая красота которого скрывается за покровами нашего «я», и все, что нужно для обретения равновесия, для переживания духовного откровения, — избавиться от иллюзии внешнего мира, открыть Бога в себе, и тогда вечная энергия, заложенная в нас, будет освобождена, чтобы… Выключить? Выключаю. Нетрудно заметить, что подлинная, бесчеловечная сила буддийского, например, учения милосердно отцензурирована в интересах релукера: ибо какой у него будет «лук», если он, как тибетский монах, вздумает медитировать, сидя на горе разлагающихся трупов? Нет, о цене ориентального созерцания, о радикальной логике безмятежности евродуховность умалчивает. Вы просто заучите про космос и внутренние глубины вашего «я» и живите, как жили. И сразу счастье, счастье навалится на вас липкой волной.

Следом за гуру идут пуритане. Так как Кристина-Регина уже знает, что весь мир находится у нее в голове, следующий шаг — команда к прямому действию, чуждому сонным индусам. Человек — это не просто вселенная, он — единовластный хозяин своей судьбы, строитель и председатель совета директоров своей внутренней корпорации. Он должен быть уверен в себе и решителен, и тогда гарантированно победит, и добьется поставленной цели, потому что все зависит от него, от него все зависит, только и исключительно от него самого (этот рефрен повторяется несколько раз, и желательно нараспев). Просто скажи себе — ты это можешь, и тогда… Выключаю, уже выключаю. И опять-таки, оборотная сторона этики протестантизма аккуратно срезана перед погружением в евродуховку: как же можно лучезарному, зеленоглазому шоперу, а то и целому бренд-менеджеру сообщить об адских муках и вечном проклятии, уготованном тем, кто не рожден для победы? Ад, может, где-то и есть (только внутри дисгармонической личности! — забыли про мудрость Востока?), но там мучаются одни некрасивые. Ну, а нас ждет успех.

Наконец, третья ступень современной духовности, вслед за медитативным самосозерцанием и бульдожьей хваткой — улыбчивый позитив. Неизбежный поклон в сторону психологической индустрии с брошюрками: мало носить в себе вселенную, бездну и космос, мало чеканным решительным шагом направляться к заслуженному триумфу, нужно еще и радоваться-ликовать-веселиться, только что не колотясь головою об стену от зашкаливающей приятности ощущений. Страшно даже представить себе минутное погружение в гущу такого веселья: одной из самых ужасных сцен голливудского кинематографа мне кажется та, где герой артиста Кейджа, угрюмый нью-йоркский миллионщик, в одно утро волшебным образом просыпается уже не в пустой, как и полагается по его угрюмству, городской квартире, но в захламленном пригородном доме, где его лижет пес, кричат дети, а кругом лежит тот самый мир, в котором повсюду царят нескончаемые праздники на природе, вечеринки, покатушки, улыбки. Герой, натурально, в прострации. Еще бы: а если бы вас — неожиданно, из-за угла — шарахнули пригородом, свежим воздухом, активным отдыхом, фотками, псами, байдарками, торговыми центрами, психологией, медитацией, а напоследок еще и как следует улыбнули? Неужели вас еще ни разу в жизни по-настоящему не улыбнуло? Значит, вы не созданы для евродуховности, как еврей — не чета Пересвету и Коловрату. Значит, вы не мерчендайзер. Простите, Илона-Регина.

Но здесь и вправду нечему улыбаться. Всеобщая склонность недурных, тем более — зеленоглазых, безобидных, в сущности, обывателей складывать головы в эту духовку вызывает нечто вроде священного ужаса. Хорошо бы найти тех, кто научил бедных байеров-шоперов всей этой гадости, и отлупцевать, что твой опричник-урядник. Благо резонов достаточно.

Очевидно, восточная мудрость в ее праздничном виде слегка привирает. Если б брэнд-менеджер в самом деле был буддийским монахом, он плевал бы на провокации иллюзорной реальности — но никто не кусает провинившихся ближних сильнее, чем клерк, уверовавший в гармонию с космосом. Интересно, отчего эта вера во «внутренний мир» обыкновенно приводит к самой хищнической саблезубости? Парадокс в честертоновском вкусе.

Психологический позитив привирает тем паче. Жизнь вообще подражает искусству: и уж тем более она заимствует его трагический и драматический жанр, роковую зависимость человека как от судьбы, так и от шага, единожды сделанного, причем неправильно. Все эти сценические ошибки можно оплакать и оплатить, но никак не исправить — в этом смысле евродуховность пытается жить одной комедией, и потому она вечно сбивается, падает, плачет и снова натужно смеется.

Да и про волю к успеху бедных менеджеров опять обманули. Вселенная, космос, что там у них? — управляется вовсе не нами, и все существенное в биографии релукера творится мимо его пожеланий. Что уж там появление на свет и смерть, если даже «релук», если туфли и блузку с трусами выбирает не он, а надменный гламурный журнал? Мир лежит вне нашей воли. Жизнь — это по большей части кресты и слезы, Илона-Кристина.

Кстати, кресты и слезы.

Уж лучше бы милые шоперы видели старцев, влюблялись в спецназовцев-витязей, молитвенно плакали под березкой. Хоругви, цари, Пересветы, весь этот плач Ярославны — уж лучше бы он, чем глубины самосознания и подсознания. Даже коленопреклоненный Малюта Скуратов, признаемся, лучше гордыни. Да только чужой духовностью не покомандуешь. Увы, духовность, как и жизнь в целом, сама знает, как и кому улыбаться.


Вернуться назад