ИНТЕЛРОС > №7, 2008 > «…А в наши дни и воздух пахнет смертью»«…А в наши дни и воздух пахнет смертью»11 апреля 2008 |
I. Сегодняшняя ситуация с понаехавшими — совершенно ясная. И не надо прикидываться, нравоучительно вещать о большой ее сложности и запутанности. Сложной-то назвать ее можно. Но никак не запутанной — скорее сознательно запутываемой. Речь идет об убийствах по этническому признаку, причем запечатленному не в поведении, не в языке и не в паспорте, а исключительно во внешности, в ее интерпретации убийцами. То есть никакого тонкого подразделения на гастарбайтеров и граждан России (коренных, например, москвичей, происходящих от родителей с не таким лицом, — если и понаехавших, то лет 70-80 назад) либо на добросовестно зарегистрировавшихся и пребывающих в наших краях нелегально, у убийц нет. Просто реализация названия и фабулы повести Даниэля-Аржака, казавшейся даже в середине 60-х шибко фантастической, — «День открытых убийств». Кто рожей не понравился, того и убиваем. Небольшой мемуар — с трагической развязкой. Осенью 2006 года ехала я автопробегом из Владивостока в Москву, и, протащив машину почти на себе по тысяче с лишним километров бездорожья от Благовещенска до Улан-Удэ, Андрей Мосин (упоминавшийся мною прежде на страницах журнала) довез нас до столицы Бурятии. Моя просветительская программа начиналась в детской библиотеке. Часовой разговор с заведующей убедил в том, какая это неглупая, порядочная и на своем месте находящаяся женщина. И вдруг в ее разумной речи прозвучало: — На рынке у нас сейчас одни черные… — То есть? — Ну, черные… Армяне, азербайджанцы… Всякие. — Как же вы так запросто именуете их «черными»? — Ну, я-то уж, во всяком случае, не расистка, — тут же спокойно и уверенно отреагировала она. — Я-то в этом уверена. А если такой разговор слышат дети, подростки — ваши читатели? Вот вы сами, как я понимаю, бурятка?.. — Нет! — с неожиданным жаром возразила она. — Я — русская! Это у меня далекие предки были бурятами. — Так вот, ситуация у нас сейчас такая (передаю сказанное тогда дословно), что в подмосковной электричке вас могут убить — за лицо. И, можно сказать, накликала. Недавно под Петербургом убили двадцатилетнюю бурятку. Как пишут газеты, неизвестные напали на нее на железнодорожной платформе и нанесли 16 ножевых ранений. За лицо. А тувинку группа скинхедов избивала прямо в вагоне петербургского метро. Пассажиры, пишут, безучастно наблюдали за происходящим. Вступился один. О главных причинах — дальше. Пока — о немаловажных. Огромную роль в жизни нации играет язык; он нацию в какой-то степени ведет, направляет. Там, где с самых высоких трибун звучит приблатненная лексика, — расчищается путь к этим, страшно сказать, но уже ставшим обыденностью убийствам в электричках и в метро. Всяких чеченов, азеров, хачиков — русский язык, как показывают нам с тех трибун, где «жуют сопли», велик и могуч. Хрущевская «кузькина мать» — это нынче салонный разговор. II. А вот как насчет тех, кто с таким лицом? То есть славянским? Тех тоже убивают, но чаще выдавливают из мест их расселения не мытьем, так катаньем. Давно — с начала 90-х. Помню оторопь — с непривычки — от передачи по ТВ: русская женщина, бежавшая, кажется, из Таджикистана (они тогда и назывались «беженцы») — под Липецк, со спокойной грустью повествовала, что приходится уезжать и оттуда. — Вот и дом нам администрация помогла построить, и школа близко, и работу нашли, а надо уезжать. — Но почему же? — Не дают житья. Детей преследуют. Почему, мол, нам деньги на дом дали, а не им. Понаехали, говорят. «Эх, какой же мы, ребята, добрый, в сущности, народ!» Потом это дело с переселением вообще пресекли наши бравые парламентарии — приняли такие законы, по которым уроженцу СССР легче стало получить американское гражданство, чем российское. Совсем недавно взворохнулись насчет демографии и приняли закон о том, что каждый может вернуться в Россию, если считает ее своей родиной. Но — знакомое дело! — кому мать, кому мачеха. Сегодня газеты — с чего бы это? — наперебой начали демонстрировать неизвестные картинки российской стабильности. В том числе и такие, на которых новых российских граждан сноровисто превращают в бомжей. Только что прочитанное: наше посольство в Казахстане забыло предупредить хабаровских чиновников, что к ним едет отправленная этим посольством семья. К тому же «посольские обещали здесь зарплату в 5 000 рублей». Оказалось — 500 рублей. Но разнарядку по переселению дипломаты, видимо, выполнили. Шофер с двадцатилетним стажем, откликнувшийся на зов родины и приехавший только что из Киргизии в Калининградскую область с женой и восемью детьми, рассказывает: «В консульстве нас откровенно обманули. Сказали, что землю без аукционов в пользование дадут, наврали, что квартиры здесь копейки стоят». Знаем, что вообще у нас врут, как воду пьют. Но ноблесс-то, кажется, должно хоть чуток оближе (прибегаю к инфинитиву)? Ведь люди с места снимаются — всем выводком?.. Хамство и прямая подлость поведения наших российских посольств по отношению и к российским гражданам, и к тем, кого лицемерно именуют соотечественниками, общеизвестна. По-видимому, отбор туда идет по прежним лекалам — не для того мы тебя посылаем, чтоб ты там человечность проявлял. Как у Зощенко племянник учил дядю служить швейцаром в новых советских условиях: «…Почтительность чтоб не распущать, как раньше. Конечно, это не то чтоб людей по роже бить, но достоинство свое не унижайте и соответствуйте своему назначению». Поневоле забормочешь застрявшее в памяти из школьного Тургенева — задолго до филфака: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? » III. При чем же здесь убийства понаехавших? И попустительство остальных? При том. Если не внедряются и не укрепляются подлинные ценности — свобода, демократия, главенство права, — воцаряется патриотическая невнятица (все при деле — поднимаются с колен). А если нет ценностей, все позволено и расцветает ксенофобия. Власть отдала патриотизм для истолкования негодяям и воли к жесткому им противодействию не проявляет. Другого выхода, как возбудить эту волю, нам не оставлено. Вернуться назад |