ИНТЕЛРОС > №33, 2013 > Страсти по театру... К 150-летию городского (немецкого) театра

Феликс Талберг
Страсти по театру... К 150-летию городского (немецкого) театра


15 ноября 2013

История рождения Рижского городского театра несколько противоречива, историки по-разному трактуют дату его создания. Дело в том, что театр возник из передвижных актерских трупп, владевших привилегией на право давать спектакли в городах Балтийского края. Так, передвижная труппа немецких актеров под руководством К. Зигмунда и П. Хилфердинга в 1742 году получила привилегию давать спектакли в Риге, Ревеле, Нарве и С.-Петербурге от императрицы Елизаветы Петровны. Согласно этому документу магистраты названных городов не могли разрешать другим актерским труппам давать спектакли в их городах. Около четверти века эта труппа гастролировала в этом регионе, не имея постоянного места. Только в 1769 году, когда умер Петер Хилфердинг и привилегия перешла в руки Ф. Менде и А. Гарднера, труппа обосновалась в Риге. Очевидно, годом раньше еще Хилфердингу удалось заполучить деревянную постройку в весьма престижном месте, на стыке Замковой и Парадной площадей. Это деревянное здание и было перестроено под здание театра со зрительным залом на 300 мест. В нем с 1739 года актерская труппа под руководством Менде и Гарднера стала давать регулярные спектакли в Риге. В течение двух лет этой труппе удалось завоевать симпатии горожан. Однако на третьем году труппа пришла в упадок и вероятно прекратила бы свое существование, если бы ее не взял под свою опеку в 1772 году барон Отто Герман фон Фитингоф.

Это покровительство для актерской труппы имело большое значение не только потому, что барон поддержал ее материально, но еще и потому, что он ввел в состав труппы свою музыкальную капеллу из 24 музыкантов. Эту капеллу Фитингоф привез в Ригу еще в 1753 году. Первые три года ею руководил тогда ученик И.С. Баха И.Г. Мютель. Капелла до этого давала концерты на разных площадках Риги и в многочисленных усадьбах Фитингофа, в том числе и в зеленом театре барона на острове Доле. Таким образом, актерская труппа, получив в свой состав оркестр, приобрела очертания театра. Теперь, кроме драматических спектаклей, труппа получила возможность ставить и музыкальные спектакли: зингшпили, буффонады и даже оперы. Так, в этот период театр на Парадной площади, кроме пьес Шекспира, Гете и Мольера, ставил зингшпили И. Хиллера «Охота», «Сельская любовь», благо, что автор (основатель жанра) жил и работал рядом, в Митаве. И совсем удивительно и интересно, что, по утверждению историка театра Илоны Бреге, в этот период театр поставил оперу А. Гретри «Земира и Азор». Дело в том, что премьера этой оперы состоялась в Париже в 1770 году, и столь оперативно получить партитуру оперы мог, конечно, только Фитингоф.


Вернуться назад