ИНТЕЛРОС > №33, 2013 > Гуманитарное знание и госзаказ

Николай Поселягин
Гуманитарное знание и госзаказ


15 ноября 2013

Имеет смысл начать с очевидной вещи: любое государство для выработки собственной идеологии пытается рекрутировать те силы, которые, по мнению этого государства, способны производить идеологемы наиболее профессионально и эффективно — пусть даже идеология является не основной целью их существования, а только побочным продуктом. В число таких сил часто попадают и гуманитарные науки.

Рекрутирование происходит разными путями в зависимости от общих установок государственных органов на то, как государству следует взаимодействовать с собственными гражданами. Меня сейчас интересует только одна из этих установок — когда государство, провозглашающее себя единственным гарантом всеобщего блага и порядка, считает возможным директивно устанавливать этот порядок и назначать нормы социального поведения. В современной социологии такой режим взаимодействия государства и общества называется policing, или полициирование. Однако при полициировании государство не может само напрямую обосновывать необходимость порядка и некоего «общего блага» (включая пояснения, что вообще должно собой представлять общее благо для данного общества): у него нет для этого необходимых дискурсов и, главное, нет стремления вырабатывать общие со своими собственными гражданами дискурсивные практики. Диалогические дискурсивные практики предполагают равноправное партнерство между государством и гражданами — пусть даже только в акте коммуникации, — но при вертикально-иерархической структуре, которую также предполагает режим полициирования, равноправные отношения невозможны уже по определению. Следовательно, государству для выработки собственной идеологии необходимо искать «субподрядчиков».

Здесь необходимо сразу оговорить одну вещь. То, что я буду далее описывать — т.е. практику госзаказа, — само до определенной степени является идеологемой, представляющей все дело так, как если бы это была объективная, а в чем-то даже единственно возможная реальность. В то же время госзаказ существует тогда, когда мы этому верим и готовы играть по правилам этой игры (хотя и не всегда добровольно). Вместе с тем подобная объективация имеет смысл, когда нужно понять внутреннюю логику явления; однако при этом необходимо всегда помнить, что представленная картина во многом является идеологическим конструктом.


Вернуться назад