ИНТЕЛРОС > №33, 2013 > Творчество А.С. Пушкина. Курс лекций

Лев Сидяков
Творчество А.С. Пушкина. Курс лекций


15 ноября 2013

Посвящаю моим ученикам и студентам многих поколений,
слушавшим мой пушкинский курс в Латвийском университет
е.

 

 

ОТ АВТОРА

Мне посчастливилось более сорока лет читать в Латвийском университете систематический семестровый курс, посвященный творчеству Пушкина. Наш университет был едва ли не единственным высшим учебным заведением, в котором последовательно из года в год курс о Пушкине был представлен как самостоятельная учебная дисциплина, конечно, тесно связанная с общим курсом истории русской литературы первой половины XIX века; параллельное чтение обоих предметов создавало условия для лучшего представления творчества Пушкина как центрального ядра русского литературного процесса 1810 — 1830-х годов, о включенности великого поэта в литературное движение его эпохи, границы которой практически совпадают со временем с начала века до рубежа 1840-х годов.

Задачей университетского курса, как его понимает автор этих строк, является ориентировка студентов в проблематике изучаемого предмета, представление об основных концепциях его изучения, указания путей самостоятельного освоения и углубления знаний.

Опыт, который удалось накопить в многолетней педагогической деятельности, побудил меня на склоне лет обратиться к его обобщению и на основе многократно прочитанного курса создать обращенное прежде всего к студентам-филологам учебное пособие, охватывающее все творческое развитие Пушкина от лицейских лет и до конца жизни поэта. Появление такого пособия может быть своевременным, поскольку ниша учебной литературы, посвященной Пушкину, почти не заполнена, несмотря на то, что существует ряд изданий, заявленных как учебные пособия1, но нередко в условиях советской системы преподавателями высших учебных заведений такая аттестация давалась лишь с целью обойти нелепые ограничения на издания собственно научных работ, коими эти «пособия» часто являлись. В действительности же круг учебных пособий в пушкинской литературе весьма ограничен. К их числу, например, относится моя книга «Художественная проза А.С. Пушкина» (Рига, 1973). Кстати, и она возникла из реально прочитанного лекционного курса. Появление названной книги позволило мне в дальнейшем не включать прозу Пушкина в читаемый мною курс, отсылая студентов к моему пособию, восполнявшему для них опущенный в лекциях материал


Вернуться назад