Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Альманах "Русский мир и Латвия" » №28, 2012

Аркадий Ровнер
От поточной к открытой педагогике

Предметом педагогики является развитие базовых свойств и способностей растущего индивидуума. Эти базовые свойства индивидуума определяют степень его зрелости, то есть уровень и форму кристаллизации его воли и характера, а способности – это его уникальная предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Характер, воля и профессиональная деятельность должны образовывать единство, понимаемое как жизнь, наполненная творческой активностью. Важнейшим элементом педагогики является "самоделание человека",  его духовный и физический рост, самообразование, как самовоспитание и,  в конечном итоге, самосовершенство, к алогатия. Калогатия (греч. kalos − красивый, прекрасный, agathos − добрый − это гармоничное единство в человеке совершенства телесного сложения и духовно-нравственного склада, Красоты и Доброты.

          1. Задача распознания и фасилитации свойств и способностей растущего индивидуума требует особого внимания к его характеру, воле и натуральным предрасположенностям, то есть − создания условий для их развития. Педагогика не предполагает особого мышления, но особый ракурс внимания, обусловленный специфическими задачами педагогики.
          2. Педагогика занимается определением степени развитости общих свойств индивидуума и его особых натуральных предрасположностей и обеспечением их оптимального раскрытия и связи между ними. Обычно эти задачи решаются в рамках господствующих психологических воззрений и этических норм. В ситуации хаотического состояния психологии и этики, педагогика обычно ориентируется на их инертные формы либо на непороверенные альтернативные идеи, как, например, в наше время − на идеи Эмиля Дюркгейма, Пауля Наторпа, Рудольфа Штейнера, Эдварда Шпрангера и др.
          3. Нынешняя общеобразовательная школа в России, США и Европе занята решением стандартных задач – профилактикой массовых пороков и научением школьников разрозненным элементам навыков и знаний, которые могут быть востребованными соответствующим сегментом социума. Это − поточная педагогика, где «педагогом» оказывается случайный педагогический коллектив («совокупный педагог»), а «растущий индивидуум» − это среднестатистический учащийся. Эффективность такого воспитания и образования крайне низкая. Пороки не фильтруются этой школой, а идеалы калогатии также как и самовоспитания и самообразования остаются неактуализированными.
          4. В современных школах осуществляется социализация учащихся и отдельно − преподавание самостоятельных дисциплин. Результатом разведенности внимания к этим аспектам личности в школе является крайне редкое формирования целостной творческой индивидуальности. Педагогика в «чистом виде» − это работа с волей, характером и способностями индивидуума с целью достижения такой их кристаллизации, которую можно определить как совершенство или творческая зрелость. Противоположностью является оптимальная или «черная» педагогика, фокусирующаяся на предотвращении массовых негативных явлений среди юношества, таких как алкоголизм, наркомания, аутизм, вандализм и т.п.
          Педагогику нельзя рассматривать вне реального состояния общества и цивилизационных тенденций. Наше время − это особая фаза мировой цивилизации: ее общая стагнация, разложение общественных и культурных паттернов, духовная бесперспективность, всеобщая социально-культурная тупиковость. Общество не знает, куда ему двигаться и к чему стремиться. В этой фазе, отвечая на вопрос, для какой роли готовить растущего индивидуума, педагогика не может не испытывать состояние паралича и атрофии воли. Педагогика не может признать, что ей следует тщательно выращивать молодую поросль для того, чтобы ее бессмысленно растоптала и искромсала слепая социальная машина.
          Психология мистической реализации человека и этика достижения трансцендентного идеала также не способны питать педагогический энтузиазм, из-за своей маргинальности и неукорененности в общей системе ценностей современного общества. Еще меньше это способны делать такие идеологические паллиативы как национализм, пацифизм, феминизм, вегетарианство и т.п. Сегодня наиболее эффективной могла бы стать «открытая педагогика», предоставляющая подрастающей личности лишь средства для выбора направления приложения своих сил, особенно если бы принципы такой «открытой педагогики» могли сформироваться в связи с идеями независимого «делания себя» и калогатии. На тонущем корабле могут спастись лишь инициативные люди, обладающие средствами спасения.



Другие статьи автора: Ровнер Аркадий

Архив журнала
№34, 2013№33, 2013№32, 2013№31, 2013№30, 2012№29, 2012№28, 2012№27, 2011№26, 2011№25, 2011№24, 2011№23, 2010№22, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба