ИНТЕЛРОС > №28, 2012 > Педагогическая деятельность: услуга или служение? Александр Внуков
|
В современных условия школьному учителю нужно рассматривать свою деятельность как услугу – к такому пониманию постарался приобщить собравшуюся аудиторию доцент из Москвы Петр Александрович Сафронов своим сообщением «Интеллектуальные традиции в педагогике». Случилось это на Круглом столе 24 октября в первый день работы Педагогического форума в Пардаугавской основной школе, проводимого SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS в рамках 71-х Чтений. Учителя рижских школ остались более-менее спокойны к предложению принять эту точку зрения, а вот гости из Балтийского федерального университета им. И. Канта взбодрились и активизировались. Профессор из Калининграда Геннадий Берестнев расценил это предложение декана философско-социологического факультета РАНХ и ГС при Президенте РФ как сознательно провокационное. Сославшись на опыт российских нововведений, он заявил, что эта точка зрения «имеет деструктивный характер и направлена на уничтожение образования». Выступавшие учителя местных школ постарались как-то одухотворить содержание педагогического труда, придать ему (на словах, во всяком случае) «вес и высоту». Московского декана эти выступления не поколебали и он, вместе со своим мнением – конечно, услуга, – остался в гордом одиночестве. При этом, воспринимаемое как прием (провокационное) содержание выступления московского философа оказалось очень плодотворным. Во всяком случае, для автора этих строк, принявшего заинтересованное участие в работе Круглого стола и одной из секций. «Макдональдс» торгует гамбургерами, По мнению г. Сафронова, интеллектуальные традиции в российской педагогике это по преимуществу – традиции этические. Согласно им, педагог обязан обладать моральным авторитетом; должен знать и следовать этическим и социальным нормам; обязан не только сам быть их воплощением, но и как образец трансформировать их на воспитанников. Однако подобное воззрение устарело, а в реалии (давно уже) на постсоветском пространстве наблюдается колоссальное падение престижа педагогической профессии. В существующих условиях образовательного кризиса надо добиваться выполнения простейших, утилитарных целей – делать наших воспитанников конкурентоспособными (т.е. они должны быть представлены на рынке труда «как достойное предложение»). Для этого вполне достаточно технологической оснащенности школьного учителя или вузовского преподавателя. А вся эта моральная истерия, которая окружает педагога в средней и высшей школе, является (простой) попыткой компенсировать униженное положение, в котором находятся учителя в связи с колоссальным падением престижа их профессии. Рецепт (как выход из этого униженного и тупикового состояния) предлагается простой – каждому школьному учителю необходимо приучиться воспринимать себя как представителя сферы обслуживания. И никакого пафоса не надо: как «Макдональдсы» торгуют гамбургерами, так школы и вузы должны продавать образовательные услуги. Против этого предложения, как уже было сказано, открыто ополчился лишь калининградский профессор-филолог, но и остальные присутствующие в восторг не пришли. «Не хотим быть обслугой, – как бы оппонировали они доценту, – в нашей профессии главное преданность делу, педагогическая деятельность – это служение, это миссия». Выслушивая их доводы, докладчик не скрывал скепсиса и ухмылялся. Все происходящее вполне походило на творческое обсуждение профессиональных проблем, если бы, по мнению автора этих строк, в представлении участников педагогических Чтений не произошла (не осознаваемая) подмена предмета разговора: в контексте обсуждаемого, педагогическая деятельность, являясь формальной по содержанию, по сути – таковой не была. А (абстрактные) лица, о которых говорилось, как о педагогах, таковыми не являлись. Это обстоятельство, делая конкретное обсуждение бесперспективным, приоткрывало щелочку в другую реальность – настоящую. Вернуться назад |