ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > Для нас ценны религиозная философия Бердяева и его взгляд на мир

Для нас ценны религиозная философия Бердяева и его взгляд на мир


05 октября 2015

Интервью с Мотохару Тохомиро

Мотохару Тохомиро

Японский историк русской мысли, переводчик, магистр философии, член научных обществ:

Japanese Association of Religious Studies, Kansai Philosophical Association, Japan Association of Religion

and Ethics, Kansai Ethical society, Japanese Society for Slavic and East European Studies

 

Василий Ванчугов: Когда в Японии узнали о Бердяеве? Где и как это произошло?

Мотохару Тохомиро: В Японии о Бердяев стало известно перед окончанием второй мировой войны. До 1945 года две его работы были переведены и изданы в Японии: «Миросозерцание Достоевского» (издательство «Судзаку-Сёрин»,1941) и «Смысл истории» (издатеьство «Унэби-Сёбо», 1942). Василий Ванчугов: В каком объеме сегодня в вашей стране представлено творческое наследие Бердяева? Какие из его работ переведены? Мотохару Тохомиро: В Японии до сих пор два издательства планировали издать собрание сочинений Бердяева. Первое издательство «Хакусуйся» издало собрание сочинений Бердяева (в 8томах, с 1960 по 1966 годы, и несколько раз были переизданы). Том 1: Смысл истории опыт философии человеческой судьбы; Том 2: Миросозерцание Достоевского; Том 3 О назначении человека опыт парадоксальной этики; Том 4 Одиночество, любовь и общество (оригинальное название текста:«Я и мир объектов Опыт философии одиночества и общения»); Том 5: Дух и реальность Основы богочеловеческой духовности; Том 6: Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Царство духа и царство кесаря; Том 7: Истоки и смысл русского коммунизма; Том 8: Самопознание (опыт философской автобиографии)… Второе издательство «Корося» планировало издать собрание сочинений Бердяева (в 11 томах и отдельный том, с 1985 по 1994 гг). Но удалось напечатать не все тома — Том 2: Новое религиозное сознание и общественность; Том 4–1: Начало и эсхатология. Опыт эсхатологической метафизики; Том 4–2: Смысл творчества (Опыт оправдания человека); Том 8: Коммунизм и христианство… Были и еще попытки перевода и издания, причем название оригинальных текстов иногда менялось: «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)» (1946); «Марксизм и религия» (1951,1952); «Миросозерцание Достоевского» (1952, 1955, 1964, 1978, 1996, 2009); «Современная эсхатология» (1953, 1954, 1958); «Любовь и экзистенция, Царство Духа и царство Кесаря» (1954); «Одиночество, любовь и общество» (оригинальное название текста:« Я и мир объектов Опыт философии одиночества и общения») (1954, 1982); «Христианство и классовая борьба» (1955); «Стоя поворотным моментом новой эры. Кризис современного мира и роль в этом кризисе России» (1957); «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)» (1957); «Что такое истина? Истина и откровение» (1959); «Христианство и антисемитизм» (1979); «Русская идея» (японское переводное название «История русской мысли» (1974,1982); «Духовная эсхатология» (1989); «Смысл истории» (1998); «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1991); «Из глубины. Сборник статей о русской революции» (1992)


Вернуться назад