ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Херсонес археологический и церковный

Алла Романчук
Херсонес археологический и церковный


29 июня 2015

Археолог, профессор, доктор исторических наук,
академик Академии гуманитарных наук, один из ведущих византинистов России,
специалист по христианской археологии. В 1969 - 2001 гг. – руководитель Крымской археологической экспедиции
Уральского Государственного университета, руководитель раскопок в Херсонесе Таврическом и его окрестностях

Истоки интереса к истории Северного Причерноморья в целом, и в частности к Херсонесу, в российской историографии относятся к концу XVII в., когда в 1692 году была опубликована работа А. Лызлова «Скифская история». Можно вспомнить и целый ряд внешнеполитических событий: поход Ивана Грозного в Крым, Азовские походы Петра Первого. А при Анне Иоановне войска Миниха располагались в Крыму в 20–30 верстах от Херсонеса. Всего лишь через 45 лет, в конце 1882 года Г. Потемкин писал о присоединении Крыма: «Таврический Херсонес! Из тебя истекло к нам благочестие, смотри, как Екатерина Вторая паки вносит в тебя кротость христианского правления». О стремлении увековечить «колыбель веры» на карте Российской империи свидетельствует появление такого города как Херсон, правда, значительно западнее древнего. Объяснение такого местоположения отчасти следует искать в «Истории Российской» В. Н. Татищева, который уделял большое внимание географической номенклатуре. Начиная с Потемкина, памятникам древности на землях Новороссии и, безусловно, Херсонесу придавалось большое значение. С археологической целью была снята целая серия карт в 1773-1774 гг., на протяжении 1771–1790 гг. появились многочисленные зарисовки планировок городища. По поручению Потемкина католический архиепископ Могилевский Сестренцевич-Богуш написал «Историю царства Херсонеса Таврийского» — труд, изданный в 1800 году в Париже, а в 1806 году переведенный на русский язык.


Вернуться назад