ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > «Херсонес – мост для встречи разных культур и вер» Интервью с Михаилом Громовым

«Херсонес – мост для встречи разных культур и вер» Интервью с Михаилом Громовым


29 июня 2015

Профессор, главный научный сотрудник сектора
истории русской философии Института философии РАН,
член Императорского Православного Палестинского Общества,
специалист по русской средневековой философии

Михаил Громов: Херсонес, безусловно, одно из значимых мест. Грекам Таврида представлялась мрачным местом, на краю Ойкумены, к тому же с темной водой. Туда ссылались каторжники. Туда ссылались первые христиане. Так туда попал Климент, папа Римский. Херсонес также связывают с проповедью апостола Андрея. Апостол Андрей — духовный патрон России. С Херсонесом связаны Кирилл и Мефодий, солунские братья. Почему так много сошлось в Херсонесе, на земле древней Тавриды? Потому что цивилизационный вектор, важнейший для нашего развития в ранний период истории — и в дохристианское время, и в раннехристианское, — был связан с Византией. Часто говорят, что Россия находится между Западом и Востоком. Более приемлема, на мой взгляд, теория многовекторности цивилизационного развития. Наша государственность, начиная с Рюриковичей, была связана с севером, а не с западом. А культурное развитие было связано с югом, потому что на юге находились древнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья. Греческая античная цивилизация, которую мы считаем основой Европы, сама молода по сравнению с цивилизациями, ее окружавшими.
ЛУ: Русь получала сильнейшее воздействие с юга, то есть, в первую очередь, от Византии?

МГ: Да, все цивилизационные векторы сошлись в Византии. Византия, с одной стороны, хранительница античного наследия, самая культурная страна раннего Средневековья (время крещения Руси), с другой стороны — та страна, которая восприняла культурные духовные интенции других миров. В частности — проповедь Христа. Это ведь идея, пришедшая в Византию со Святой Земли.


Вернуться назад