ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > «Сакральная география» как научная концепция

Любовь Ульянова
«Сакральная география» как научная концепция


29 июня 2015

Кандидат исторических наук.
Преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова,
участник проекта Русская Idea (www.politconservatism.ru)

Сакральные места и мифология, с ними связанная, говоря словами русского философа С. Н. Булгакова, основаны на «особой достоверности, которая опирается не на доказательства, но на силу и убедительность непосредственного переживания». Восприятие места, имеющего символическое значение, основано не на логике и других инструментах рационального мышления, а на эмоциях, переживаниях и памяти. Сакральные места отличает то, что мы помним связанные с ними события, считаем их по-прежнему значимыми для нас сегодняшних. Поэтому в наших глазах они обладают «особой достоверностью». Они также отражают нашу историю, но не как объективно выстроенную, раз и навсегда застывшую картину прошлого (такое позитивистское представление об историческом познании устарело), а как изменчивый рассказ, зависящий от потребностей слушателей. Как писал еще в 1920-е годы французский социолог Морис Хальбвакс — мало известный при жизни, но ставший впоследствии значимой фигурой для исследователей коллективной памяти — память о прошлом определяется контекстом настоящего. То, что из ушедшего имеет значение сегодня, зависит от современного состояния общества, нации, государства, страны. Исходя из нужд настоящего, коллективная память постоянно трансформируется, из коллективных воспоминаний остаются те, которые «общество может в ту или иную эпоху реконструировать в рамках современного ему контекста».


Вернуться назад