ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Геостратегия и мифология мест. Интервью с Дмитрием Замятиным

Геостратегия и мифология мест. Интервью с Дмитрием Замятиным


29 июня 2015

Географ, культуролог, доктор культурологи,
основоположник гуманитарной географии и образной (имажинальной) географии,
автор концепции метагеографии, руководитель Центра гуманитарных
исследований пространства Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева

Любовь Ульянова: Уважаемый Дмитрий Николаевич, что такое сакральное география как научное направление? Как оно связно с изучением проблем коллективной памяти, общенациональной идентичности?

Дмитрий Замятин: В первую очередь, необходимо отметить, что сакральная география как научное направление существует в нескольких плоскостях. С одной стороны, в течение последних 100–150 лет она развивается в паранаучной плоскости в лоне традиционализма, который может брать на вооружение некоторые научные методологии, но при этом иметь огромные политические последствия. Скажем, как немецкая сакральная география 1920-х годов стала инструментом идеологической манипуляции нацистами в Германии и в некоторой степени фашистами в Италии. С другой стороны, есть и сакральная география как научное направление. При этом она не институционализирована в рамках официальных дисциплин, будь то история или география, мы почти не находит в официальных программах университетов такого предмета, и она в основном существует где-то внутри неформальных сообществ историков и географов. Кроме того, сакральная география является частью такого серьезного научного направления как историческая география, в рамках которой множество работ посвящены именно сакральным «картам». Для формирования любой сакральной географии и любой сети сакральных мест важен миф. Миф неизбежен и для архаичных обществ, традиционных обществ, и для обществ посттрадиционных. Для России сакральная географическая стратегия имеет большое значение. Но с одной оговоркой — не только православие формирует сакрально-географическую основу нашей страны, но и буддизм, и ислам. Есть сакральная география малых народов севера, у которых своя мифология, свой фольклор, и хотя многие из них приняли православие, тем не менее существуют коренные локальные мифологии, не имеющие отношения к православию.


Вернуться назад