ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > Симметричная антропология как радикальный эмпиризм

Алексей В. Воронков
Симметричная антропология как радикальный эмпиризм


11 августа 2019

В центре внимания данной работы находится радикальный эмпиризм Уильяма Джеймса как теоретический ресурс симметричной антропологии нововременных, разработанной Бруно Латуром. Интерес к значению радикального эмпиризма для латуровской программы обусловлен попыткой ответить на вопрос, в чем состоят концептуальные новшества последней работы Латура, посвященной исследованию институтов Нового времени (An Inquiry into Modes of Existence (AIME), 2013), и какую теоретическую цель они позволяют достичь по сравнению с классической версией акторно-сетевой теории. Для ответа на этот вопрос в данном исследовании методологические положения последней версии латуровской антропологии – эмпирической метафизики – противопоставляются акторно-сетевой теории. Основываясь на философии прагматизма, в AIME Латур вводит модус препозиции, который позволяет сделать актор-сети лишь одним из возможных способов конструирования связей наряду со множеством других. В статье обосновывается предположение, что такие изменения в методологии антропологического исследования нововременных вызваны необходимостью реконцептуализации сущностей, которые нововременные относят к региону Культуры. Во-первых, автор реконструирует влияние радикального эмпиризма на введение Латуром модуса фикции, парадигмальным кейсом которого являются произведения искусства, а также модуса привязанности, позволяющего избежать возрождения субъект-объектной дихотомии. Во-вторых, при помощи обращения к негативной версии симметричной антропологии, представленной в «Нового времени не было», автор показывает, что без радикального эмпиризма, онтологизирующего субъективные способы установления связей, антропология нововременных сводится к материализации семиотики и в результате оказывается неспособна преодолеть постмодернистскую критику человеческой субъективности.


Вернуться назад