ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > Устройство сборки, или симуляция онтологии у Мануэля Деланда

Игорь В. Красавин
Устройство сборки, или симуляция онтологии у Мануэля Деланда


12 августа 2019

Статья посвящена анализу теории сборки современного американского философа Мануэля Деланда. Задача теории ассамбляжа (сборки) – перевести философию Жиля Делеза, обычно причисляемую к постмодернизму/постструктурализму, на наукообразный язык реализма. Деланда заимствует содержание делезианских понятий из естественных наук. С одной стороны, его философия примечательна уже самим фактом формулирования непротиворечивых аналогий в философии и естественных науках. Она опирается на параметризованное описание объектов и самих используемых понятий. С другой – ради этой аналогии Деланда пришлось опустить важный аспект философии Делеза, связанный с трансцендентальным статусом опыта, в виде которого реализуется существование субъекта и объектов. Основное достижение теории сборки – это описание отношений в качестве экстериорных, т.е. множественных и качественно различных. Параметризация объектов философских понятий позволила Деланда описывать явления в виде симуляций – прослеживать процесс изменений через последовательности корреляций, а не причин. Возможность количественного представления явлений, ранее относившихся к единичным и уникальным событиям, делает теорию сборки подходящим кандидатом для концептуализации корреляций, находимых в информационных данных. Ценой этого является потеря индивидуального существования, которое выпадает из оптики Деланда. Примером метафизики множественности, также заимствующей многие понятия из естественных наук, но удерживающей в фокусе внимания индивидуальное существование, является теория индивидуации Жильбера Симондона, который первым предложил модель сборки. Последний анализирует процесс индивидуации в качестве трансдуктивного отношения между континуальной средой и прерывными структурами объектов. Это отношение представляет собой ин-формацию – обретение индивидуируемым объектом формы в виде операций взаимодействия.


Вернуться назад