ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Управление клиентом: как сделать профессиональное знание видимым для обывателей

Екатерина Моисеева
Управление клиентом: как сделать профессиональное знание видимым для обывателей


20 ноября 2016

Моисеева Екатерина Николаевна
кандидат социологических наук,
научный сотрудник Института проблем правоприменения
(Европейский университет в Санкт-Петербурге).
E-mail: emoiseeva@eu.spb.ru

В данной статье рассматривается, как российские адвокаты устанав- ливают контроль над клиентами. Адвокат-клиентские отношения — это взаимодействие обладателей экспертного знания с обывателями, при котором вопрос доверия стоит особенно остро. По сути, адвокат — продавец, который знает все о своих услугах, а клиент — покупатель, находящийся в состоянии полной неопределенности. Граждане редко прибегают к услугам адвокатов, а потому слабо представляют, чем те за нимаются, и относятся к ним с бóльшим недоверием, чем, скажем, к вра чам, которых видят постоянно. Заручиться доверием клиента — перво очередная задача каждого адвоката. В противном случае клиент либо пойдет за консультацией к другому специалисту, либо будет скрывать от адвоката важную информацию и подвергать сомнению его действия. В самом общем виде цель работы адвоката при взаимодействии с кли ентом состоит в том, чтобы получить карт-бланш на управление его поведением, но при этом не давать никаких гарантий. Клиенты склонны оценивать работу адвоката постфактум по вынесенному решению. Адвокаты же знают, что далеко не каждое дело можно «выиграть», поэтому видят свою задачу в социализации клиентов в правовой реальности и снижении уровня их притязаний. Общаясь с клиентами, адвокаты демонстрируют не только знание норм права, но и владение инсайдерской информацией о том, как работает судебная система и как в ней ориентироваться. Указывая на неопределенность и непредсказуемость правовой сферы, они снимают с себя ответственность за конечный результат.

 

Control over Client: How to Make Expert
Knowledge Visible for Lay People

Ekaterina Moiseeva
Ph.D. in Sociology,
researcher at the Institute for the Rule
of Law (European University at St. Petersburg).
E-mail: emoiseeva@eu.spb.ru

This article explores how Russian lawyers take control over their clients. The lawyer-client relations present interaction between possessors of expert knowledge and laymen, in which the issue of trust is particularly acute. In fact, lawyers are sellers, who know everything about their goods, while clients exist in a situation of uncertainty. Citizens rarely use legal services and therefore are poorly informed about them. This is why they take lawyers with a pinch of salt. The primary goal of each lawyer is to earn confidence of clients. Otherwise, clients will either consult another specialist or will hold back important information from the lawyer and question every of his / her actions. The lawyers’ mission in the interactions with customers resolves into receiving a carte blanche for governing their actions without giving any guarantees on final results. Customers tend to judge the quality of lawyers’ work by the outcome of a case. Lawyers in their turn understand that not every case can be «won». Thus, they see their main mission in socializing clients into legal reality and reducing their expectations. During the consultation, lawyers demonstrate not only knowledge of the law but also possession of the insider’s information about how the system works and how one should navigate inside it. Lawyers show that the system is unpredictable and uncertain, what helps to reduce personal responsibility for the outcome of the case.


Вернуться назад